О направлении методического письма Минздравсоцразвития РФ «О создании центров медико-социальной поддержки беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации»
- Принято
- Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации
- Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации направляет методическое письмо "О создании центров медико-социальной поддержки беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации" для использования в работе руководителями органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, главными врачами перинатальных центров, центров планирования семьи, родильных домов, а также специалистами, участвующими в оказании медико-социальной помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
- В.И.СКВОРЦОВА
В.И.Скворцова № _____ от __________ 2011 Г. Методическое письмо о создании центров медико-социальной поддержки беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
- Методическое письмо подготовлено сотрудниками Департамента развития медицинской помощи детям и службы родовспоможения Минздравсоцразвития России В.И. Широковой, О.С. Филипповым, Ю.Е. Тереховой и главным внештатным специалистом Минздравсоцразвития России по акушерству и гинекологии Л.В. Адамян.
- Область применения
- Создание центров медико-социальной поддержки беременных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, является одним из новых направлений приоритетного национального проекта "Здоровье", реализация которого должна быть предусмотрена в ходе выполнения региональных программ модернизации здравоохранения.
- Работа центров медико-социальной поддержки беременных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации (далее - центр) по обеспечению медицинской и социально-психологической помощи женщинам в случаях нежеланной беременности, является важным компонентом комплекса мероприятий, направленных на профилактику и снижение абортов в Российской Федерации.
- Другим, не менее важным аспектом работы центров является предупреждение отказов от новорожденных в акушерских стационарах.
- Создание центров будет способствовать снижению общего числа абортов, сохранению репродуктивного здоровья женщин в Российской Федерации и увеличению числа родившихся детей, а также предупреждать отказ от новорожденных в акушерских стационарах. В дальнейшем, одним из направлений работы центров может быть развитие "пренатального усыновления".
- Методическое письмо предназначено для руководителей органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, главных врачей перинатальных центров, центров планирования семьи, родильных домов, а также специалистов, участвующих в оказании медико-социальной помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
- Общие положения
- Центр является структурным подразделением учреждений охраны материнства и детства субъекта Российской Федерации.
- Центр организуется, реорганизуется и ликвидируется руководителем учреждения, на базе которого располагается.
- Финансирование центра осуществляется за счет средств, предусмотренных бюджетами субъектов Российской Федерации.
- Для размещения центра в установленном порядке выделяются специальные помещения, которые должны соответствовать реализации цели и задач центра.
- Центр, штатное расписание центра утверждается руководителем учреждения здравоохранения, на базе которого он функционирует в пределах установленного фонда оплаты труда.
- Ответственность за соблюдение анонимности, прав и свобод женщин, обратившихся в центр, несет как руководство, так и каждый сотрудник центра в рамках действующего законодательства.
- Цель, задачи и основные направления деятельности центра
- Целью создания центра является организация и координация работы кабинетов медико-социальной помощи женских консультаций в субъектах Российской Федерации в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2007 г. N 389 "О мерах по совершенствованию организации медико-социальной помощи в женских консультациях", а также деятельности социальных работников и психологов акушерских стационаров.
- Для достижения поставленной цели центры осуществляют свою деятельность на межведомственной основе путем взаимодействия органов исполнительной власти в сфере здравоохранения, образования, социальной защиты с привлечением общественных организаций (объединений) негосударственных фондов, традиционных конфессий по реализации медико-социальных, психологических и юридических задач, направленных на сохранение и укрепление здоровья беременных женщин, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, включая превентивные меры по предупреждению абортов и отказов от новорожденных в роддомах.
- Схема межведомственного взаимодействия центров
-
?????????????????????? ?????????????????????? ? Органы управления ? ? Органы социальной ? ? здравоохранением ? ? защиты населения ? ? субъектов ? (-----------------------) ? субъектов ? ?Российской Федерации?--(Центр медико-социальной)--?Российской Федерации? ?????????????????????? ( поддержки женщин, ) ?????????????????????? ( оказавшихся в трудной ) ?????????????????????? ?????????????????????? ( жизненной ситуации ) ? Негосударственные ? ? Общественные ?--(???????????????????????)--? фонды, ? ? организации ? ? ? представительства ? ? (объединения) ? ? ? традиционных ? ?????????????????????? ? ? конфессий ? ? ?????????????????????? ? / ????????????????????????????????????????????????????????? ?Кабинеты медико-социальной помощи женских консультаций,? ?психологи/медицинские психологи и социальные работники ? ? акушерских стационаров ? ?????????????????????????????????????????????????????????
- Первостепенными задачами центров являются:
- разработка методических рекомендаций для социальных работников и психологов женских консультаций и акушерских стационаров;
- проведение тренингов со специалистами кабинетов медико-социальной помощи женских консультаций;
- организация "телефонов доверия";
- разработка сайта в сети Интернет, пропагандирующего ответственное родительство и позиционирующего результаты работы центра;
- оказание содействия в предоставлении временного приюта в учреждениях социальной защиты (а также в приютах, созданных общественными и религиозными объединениями и др.), организации патронажа женщин, нуждающихся в медико-социальной помощи, реабилитации и поддержке;
- анализ деятельности кабинетов медико-социальной помощи женских консультаций на основе предоставленных отчетов.
- Центр также может самостоятельно оказывать медико-социальные услуги следующим категориям женщин:
- подвергшимся психофизическому насилию;
- потерявшим родных и близких (вдовы);
- имеющим детей-инвалидов;
- женщинам-инвалидам;
- одиноким матерям с несовершеннолетними детьми;
- несовершеннолетним матерям;
- несовершеннолетним и одиноким женщинам из неполных семей;
- находящимся в предразводной и послеразводной ситуации;
- находящимся в конфликте с семьей.
- В вышеперечисленных случаях основной задачей центра является создание необходимых условий для обеспечения максимально полной медико-психологической реабилитации и адаптации в обществе, семье; привлечение различных государственных органов и общественных объединений к решению вопросов медико-социальной помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, и координация их деятельности в этом направлении.
- Совместно с кабинетами медико-социальной помощи женских консультаций, а также с социальными работниками и психологами акушерских стационаров центры осуществляют мероприятия по выявлению женщин "групп риска" по отказу от ребенка после родов, организуют консультирование по вопросам социальной защиты женщин разового или постоянного характера, участвуют в формировании у женщины сознания необходимости вынашивания беременности и дальнейшего воспитания ребенка; организуют группы психологической поддержки женщин в период беременности с привлечением врачей-психотерапевтов.
- Примерное штатное расписание центра <*>
-
--------------------------------
<*> На усмотрение субъекта Российской Федерации. -
Руководитель 1 должность Специалист по социальной работе 1 должность Юрисконсульт 1 должность Психолог 1 должность Психотерапевт 1 должность Психолог-психотерапевт "телефона доверия" 1 должность Медицинская сестра 1 должность Инструктор по труду 1 должность Специалист по it-технологиям 1 должность