О разъяснении ряда понятий, связанных с осуществлением государственного строительного надзора
- Принято
- Министерством экономического развития Российской Федерации
- Правовой департамент Минэкономразвития России рассмотрел обращение по вопросу разъяснений ряда понятий, связанных с осуществлением государственного строительного надзора (далее - обращение), и сообщает.
- Согласно Положению о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Полномочиями по официальному разъяснению и толкованию положений действующего законодательства Минэкономразвития России не наделено.
- Вместе с тем по поставленным в обращении вопросам полагаем возможным отметить следующее.
- В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" под государственной услугой понимается - деятельность по реализации функций федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
- Согласно статье 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предметом государственного строительного надзора является проверка выполнения требований, установленных Кодексом и иными нормативными правовыми актами в области градостроительной деятельности.
- Также, пунктом 3 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2006 г. N 54 (далее - Положение), определяющим задачу государственного строительного надзора (далее - надзор), установлено, что осуществление надзора направлено на предупреждение, выявление и пресечение допущенных застройщиком, заказчиком, а также лицом, осуществляющим строительство на основании договора с застройщиком или заказчиком, нарушений законодательства о градостроительной деятельности, в том числе технических регламентов, и проектной документации.
- На основании пункта 8 Положения надзор осуществляется органом государственного строительного надзора с даты получения им в соответствии с частью 5 статьи 52 Кодекса извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - заключение о соответствии).
- Частью 5 статьи 52 Кодекса закреплена обязанность застройщика или заказчика направить в уполномоченные на осуществление надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации извещение о начале таких работ и необходимые документы.
- Порядок и содержание осуществления надзора сопряжено с выполнением нескольких административных процедур, с наделением правами и обязанностями должностных лиц при осуществлении надзора, наделением правами и обязанностями лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю (надзору), предусмотренных Положением, Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Основания для проведения проверок, указанные в части 5 статьи 54 Кодекса, не предполагают обращение заявителя.
- Таким образом, осуществление государственного строительного надзора является государственной функцией.
- Согласно пункту 16 Положения после завершения строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства органом государственного строительного надзора проводится проверка (итоговая), по результатам которой оцениваются выполненные работы, и принимается решение о выдаче заключения о соответствии или об отказе в выдаче такого заключения.
- В связи с чем, заключение о соответствии является результатом исполнения функции - осуществление надзора, подготовленное после совершения перечня необходимых административных процедур, предусмотренных Положением.
- Вместе с тем отмечаем, что в рамках исполнения государственной функции по осуществлению государственного строительного надзора могут предоставляться государственные услуги по запросу заявителя, в том числе:
- выдача заключения о соответствии;
- выдача разрешения на строительство;
- выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и др.
- Директор
- Правового департамента
- П.М.ВОЛКОВ