» » » Письмо от 10 ноября 2011 года № 90-01-39

Письмо от 10 ноября 2011 года № 90-01-39


Российская Федерация
Письмо от 10 ноября 2011 года № 90-01-39/02-ПХ
Принято
Министерством культуры Российской Федерации
  1. Органам исполнительной власти 
    субъектов Российской Федерации 
    в сфере культуры
  2. Уважаемые коллеги!
  3. Министерство культуры Российской Федерации во исполнение поручения Президента Российской Федерации Д.А.Медведева по итогам встречи с деятелями культуры 24 марта 2011 года, а также в дополнение к информации об экспериментально-творческих площадках гг.Санкт-Петербург и Пермь, представленной на XIV заседании Координационного совета по культуре при Минкультуры России, направляет материалы о работе правительства г. Москвы по поддержке инновационных форм развития современного отечественного искусства.
  4. Полагаем, что опыт Москвы, включая нормативную базу по реализации проекта «Открытая сцена», может быть крайне полезным для реализации аналогичных программ в других субъектах Российской Федерации.
  5. П.В.Хорошилов
  6. Апфельбаум Софья Михайловна,
  7. 629-07-57
Приложение
к Письму от 10 ноября 2011 года № 90-01-39/02-ПХ
О РАБОТЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ ПО ПОДДЕРЖКЕ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОТЕЧЕСТВЕННОГО ИСКУССТВА
  1. Начиная с 2001 года Правительством Москвы совместно с широкой театральной общественностью города (представителями творческих союзов, высших театральных и музыкальных учебных заведений, средств массовой информации, корпусом театральных и музыкальных критиков) был предпринят ряд шагов по реформированию театрального дела столицы.
  2. В дополнение к текущему финансированию входящих в сеть подведомственных учреждений культуры, была разработана новая стратегия развития театрального дела. Она была направлена на оказание целенаправленной адресной, персональной поддержки творческой молодежи. Проект был назван «Открытая сцена», имея в виду его открытость для молодых профессионалов и их инновационных идей.
  3. С целью реализации проекта была разработана его нормативная база. Принято Положение, регламентирующее работу Общественного экспертного совета по рассмотрению творческих заявок и его ежегодной ротации. Утверждена процедура рецензирования заявок, их публичного обсуждения на заседаниях Совета и тайного голосования по его итогам. Правительством Москвы был утвержден новый порядок бюджетного финансирования получателей грантов и формы их отчетности.
  4. Нормативная база проекта «Открытая сцена» была утверждена Постановлениями Правительства Москвы от 20 марта 2001 года №261-1111 «О проведении эксперимента по созданию свободных сценических площадок и мерах по поддержке театральных инновационных проектов» и от 18 декабря 2001 года №1124-1111 «О порядке проведения эксперимента по созданию свободных сценических площадок».
  5. Приоритетными были выделены два направления политики Москвы в области театрального и музыкального искусства. Первое - сохранение лучших традиций репертуарного театра путем создания условий, необходимых для обеспечения притока молодых кадров. Второе - внедрение новых форм театрального дела, обеспечивающих организационную и финансовую поддержку со стороны государства инновационных проектов в области театрального и музыкального искусства на государственных и негосударственных площадках силами организаций самых разных организационно-правовых форм собственности.
  6. Инновационной составляющей самого проекта «Открытая сцена» стал принцип выделения целевых бюджетных средств не только подведомственным государственным учреждениям культуры, но и некоммерческим театральным и музыкальным коллективам вне зависимости от их юридического статуса. Учитывая новаторский дух самого проекта «Открытая сцена», Департамент культуры города Москвы приступил к его осуществлению в качестве эксперимента. С 2001 года при активном участии широкой театральной общественности Департамент культуры города Москвы начал осуществление адресного государственного финансирования на конкурсной основе молодежных театральных и музыкальных проектов. Был сформирован Общественный экспертный совет, в работе которого приняли участие ведущие специалисты в области театрального и музыкального искусства Москвы: драматурги, режиссеры, композиторы, театральные критики, заведующие литературной частью московских театров, профессора высших театральных и музыкальных учебных заведений столицы. Открытое обсуждение заявок участников конкурса на заседаниях Совета и тайное голосование по его завершению позволили Экспертному совету принимать объективные решения о целесообразности выделения бюджетных средств на осуществление того или иного проекта. Информация о принятых заявках размещалась на сайте Департамента культуры. Главное внимание в первые годы было уделено адресной поддержке творческим проектам молодых режиссеров.
  7. По итогам эксперимента, продолжавшегося с 2001 - 2004 гг., проект «Открытая сцена» был признан широкой театральной общественностью и Правительством Москвы успешным и переведен на постоянную основу. С 2004 года проект «Открытая сцена» входит в «Городскую комплексную программу «Культура Москвы».
  8. Следующим шагом стало утверждение в 2007 году Правительством Москвы целостной «Концепции создания наиболее благоприятных условий для поддержки талантливой творческой молодежи и кадрового укрепления репертуарных театров города Москвы», согласно которой спектр поддержки творческой молодежи со стороны Правительства Москвы был значительно расширен. Это коснулось, прежде всего, расширения деятельности проекта «Открытая сцена». Помимо поддержки молодой режиссуры драматического театра и театра кукол, в рамках проекта началось оказание адресной организационной и финансовой поддержки режиссерам музыкального театра; музыкантам-исполнителям, работающим в филармонических жанрах; молодым драматургам, а также расширению детского и юношеского репертуара московских театров; учреждению молодежных фестивалей, специальным издательским программам.
  9. В итоге, реализация проекта «Открытая сцена» в течение десяти лет (с 2001 по 2011 гг.) позволила открыть целый ряд новых имен режиссеров драматического, кукольного и музыкального театра; оказать действенное влияние на формирование кадрового резерва режиссерского корпуса по всему спектру профессии: режиссуре музыкального, драматического театра и театра кукол.
  10. Афиши московских репертуарных театров обогатились значительным количеством новых постановок. Среди имен молодых режиссеров драматического театра, многие из которых сегодня хорошо известны, можно назвать такие как: Миндаугас Карбаускис, Евгений Каменькович, Юрий Кантемиров, Дмитрий Крымов, Анатолий Ледуховский, Карен Нерсесян, Дмитрий Петрунь, Владимир Панков, Николай Рощин, Виктор Рыжаков, Кирилл Серебрянников, Владимир Скворцов, Гарольд Стрелков. Все они сегодня успешно работают в российских и московских театрах, а некоторые возглавляют столичные театры. Это Минаугас Карбаускис, ставший главным режиссером Академического театра им. Маяковского, Евгений Писарев - художественный руководитель Московского театра им А.С.Пушкина, Николай Рощин - художественный руководитель московского театра «Русский дом», Игорь Яцко - главный режиссер Московского театра «Школа современного искусства».
  11. Подлинное развитие отечественного репертуарного театра не может происходить без освоения современной драматургии, позволяющей театру во все времена быть сопричастным духовному развитию общества. Вот почему в рамках проекта «Открытая сцена» уделяется особое внимание продвижению на столичные подмостки произведений молодой отечественной драматургии. Благодаря «Открытой сцене» ведется отбор и творческая апробация произведений молодых драматургов на профессиональных подмостках. За десять лет на сценических площадках города осуществлена постановка более 50 новых сценических произведений отечественных драматургов, расширивших текущий репертуар театров Москвы. Помимо этого, в рамках проекта «Открытая сцена» ежегодно финансируется работа Лаборатории современной драматургии, работающей под эгидой Регионального фонда содействия современной драматургии и редакции журнала «Современная драматургия». На страницах журнала и в отдельных сборниках публикуются произведения победителей драматургических конкурсов. Многие молодые драматурги получили сначала всероссийскую, а затем и европейскую известность. Среди них Иван Вырыпаев, Евгений Гришковец, Ксения Драгунская, Юрий Клавдиев, братья Пресняковы и другие.
  12. С 2007 года в рамках проекта «Открытая сцена» оказывается целенаправленная поддержка творчеству молодых музыкантов . -исполнителей, работающих в филармонических жанрах, на площадках «Дирекции «Открытая сцена» проводятся концерты «Молодежной филармонии», в которых принимают участие студенты и аспиранты Московской консерватории, Академии им. Гнесиных, других музыкальных вузов Москвы.
  13. Осуществляются инновационные проекты в области музыкального театра. Среди молодых режиссеров музыкального театра, получавших поддержку «Открытой сцены»: Наталья Анастасьева, Василий Бархатов, Михаил Кисляров, Ирина Лычагина, Иван Поповски, Игорь Ушаков, рий Хочин и другие.
  14. Среди молодых оперных дирижеров, осуществлявших свои первые постановки в оперном театре благодаря грантам Правительства Москвы, следует назвать имена Вячеслава Валеева, Дмитрия Волосникова и Василия Валитова. В настоящее время они успешно работают в московских театрах «Геликон-опера» и «Новая опера». Адресная поддержка направлялась нами и молодым хореографам.
  15. Особое внимание в рамках проекта «Открытая сцена» уделяется постановкам сценических произведений, адресованных детской и юношеской аудитории. Благодаря полученным на конкурсной основе грантам, целый ряд московских театров расширил свой репертуар за счет постановок спектаклей для детей и подростков. К детскому и юношескому репертуару обратились и те театры, которые ранее никогда не работали для детской и подростковой аудитории. В общей сложности детский репертуар московских театров расширился на полтора десятка новых спектаклей, созданных на основе современной и классической драматургии, и адресованных подрастающему поколению.
  16. С целью привлечения внимания публики к работам молодых театральных деятелей, Департаментом культуры города Москвы совместно Союзом театральных деятелей Российской Федерации (СТД РФ) и Театральным центром СТД РФ «На Страстном» в рамках проекта «Открытая сцена» было учреждено два ежегодных театральных молодежных фестиваля. Это фестиваль «Открытая сцена» и фестиваль дипломных спектаклей «Твой шанс». С 2007 года Московский фестиваль дипломных спектаклей театральных вузов Москвы «Твой шанс», благодаря организационному и финансовому участию Минкультуры России, был расширен сначала до масштабов всероссийского, а затем и крупнейшего Международного фестиваля театральных школ мира. Фестиваль пользуется большим успехом у студенческой молодежи, поскольку способствует расширению ее кругозора, привлекает их духом соревновательности.
  17. В рамках проекта «Открытая сцена» ежегодно осуществляется организационная и финансовая поддержка специальных издательских проектов, в создании которых участвуют молодые теоретики. С целью формирования корпуса экспертов высокого класса, к работе в Экспертных советах проекта «Открытая сцена», наряду с маститыми специалистами в области театрального и музыкального искусства, ежегодно привлекаются молодые театроведы и музыкальные критики.
  18. Важное направление работы Департамента культуры по поддержке творческой молодежи в рамках проекта «Открытая сцена» - создание и обеспечение деятельности сети свободных сценических площадок. С этой целью в 2003 году Правительством Москвы был создан ГБУК «Центр драматургии и режиссуры п /р. А. Казанцева и М.Рощина», работающий без стационарной труппы. В 2005 году приступил к работе по принципу свободной площадки ГБУК «Театральный центр «Практика».
  19. В 2006 году с целью расширения работы с творческой молодежью была создана ГБУК «Дирекция проекта «Открытая сцена», в уставные цели и задачи которой входит организационное и финансовое содействие молодым творческим коллективам, получившим государственные гранты, но не имеющим необходимого юридического статуса и производственной базы для постановки и проката спектаклей. На трех упомянутых сценических площадках за указанный период было осуществлено в общей сложности более сорока новых экспериментальных постановок.
  20. Развитию проекта «Открытая сцена», без сомнений, послужит планируемое расширение театральных площадей «Дирекции проекта «Открытая сцена». На ее репетиционной базе, на протяжении пяти лет, ведется большая работа по осуществлению самых разнообразных творческих проектов молодых режиссеров драматического и музыкального театра и театра кукол, композиторов, балетмейстеров, вокалистов и инструменталистов, работающих как самостоятельно, так и в содружестве. Четвертый год на базе Дирекции осуществляет свои экспериментальные работы курс режиссеров драматического театра РАТИ (ГИТИСа) - мастерская Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова. На площадках Дирекции планируется расширение работы «Лаборатории современной оперы», «Лаборатории современного танца», «Молодежной филармонии».
  21. В целом, по итогам работы Дирекции «Открытая сцена» за пять лет можно говорить о постоянном расширении ее программной деятельности. Вместе с тем, нельзя не отметить существование у Дирекции значительного потенциала, реализация которого впереди. В том числе, за счет расширения ее прокатной деятельности за счет выделения на конкурсной основе дополнительных средств на прокат наиболее успешных постановок, осуществляемых на ее собственной сцене и на аренду для них более вместительных театральных площадок города. Это позволит обеспечить стабильный прокат лучших экспериментальных, творчески перспективных и востребованных публикой спектаклей, повысит их рентабельность, а, следовательно, и более заметное присутствие в репертуарной афише города.
  22. Сегодня назрела необходимость расширения работы Дирекции «Открытая сцена» и в сторону осуществления гастрольной деятельности. При частичном долевом финансовом участии Департамента культуры города Москвы и Минкультуры России гастроли лучших независимых молодежных коллективов Москвы могут быть организованы как в регионах страны, так и за рубежом.
  23. В развитие проекта «Открытая сцена» Департамент культуры города Москвы планирует продолжить практику освоения высвобождающихся или неэффективно используемых театральных площадок с целью дальнейшего расширения театрального пространства для инноваций. А в более отдаленной перспективе планируется приступить к строительству в десяти округах Москвы театрально-концертных площадок, работа которых будет осуществляться на базе проекта «Открытая сцена», доказавшего свою жизнеспособность и перспективность в качестве эффективной стартовой площадки для инноваций. Не исключаю, что в итоге это будут будущие многофункциональные экспериментальные центры современного профессионального искусства, о развитии которых шла речь на встрече с Президентом Российской Федерации. Безусловно, потребность в них давно назрела.
  24. Еще одно направление работы за счет средств, выделяемых на реализацию проекта «Открытая сцена» - это создание на базе ведущих репертуарных театров города молодежных актерских студий. Их работа направлена на поиск наиболее эффективных путей обновления творческой деятельности репертуарных театров с целью обеспечения притока в них профессиональной актерской молодежи, проходящей в студиях за три года послевузовскую адаптацию. По сути дела, речь идет о современном аналоге творческой стажировки. Для реализации этих задач Департаментом культуры города Москвы были созданы в порядке эксперимента на три года (с 2007 по 2010 г.) две молодежные студии: на базе театров «Мастерская П.Н. Фоменко» и Московского драматического театра им. А.С. Пушкина. Работу тогда возглавили руководители этих двух театров -признанные мастера с огромным опытом педагогической работы в театральных вузах Москвы. Это режиссеры Петр Наумович Фоменко и Роман Григорьевич Козак, который успел до своего ухода из жизни вывести своих учеников на высокий уровень профессионального мастерства. Участие в работе студий молодых актеров, объединенных общими духовными и художественными идеями, обеспечивает их профессиональное становление в благоприятной творческой среде, способствует сохранению принципа театра — дома. Положительные итоги работы обеих студий были отмечены театральной общественностью. Большинство выпускников студий вошло в основной состав творческих коллективов «Мастерской П. Н. Фоменко» и театра им. А.С.Пушкина. В «Мастерской П.Н.Фоменко» начала работу вторая студия.
  25. Данное направление работы с творческой молодежью - стажировка группы молодых актеров на базе государственных театров - представляется одним из наиболее перспективных в современных условиях не только применительно к работе столичных театров, но и в крупных театрах страны, возглавляемых известными мастерами, имеющими опыт педагогической деятельности.
  26. В настоящее время правительством г.Москвы прорабатывается вопрос значительного увеличения финансирования проекта «Открытая сцена», а также выделения финансирования на создание произведений для детей и юношества.

Предыдущая новость - О направлении для сведения и использования в работе

Следующая новость - Письмо от 29 ноября 2011 года