» » » Информационное письмо ЦБ РФ от 29 июня 2012 года № 20

Информационное письмо ЦБ РФ от 29 июня 2012 года № 20


Российская Федерация
Информационное письмо ЦБ РФ от 29 июня 2012 года № 20
Принято
Центральным банком Российской Федерации
  1. 1. Следует ли кредитной организации рассматривать в качестве клиентов лиц, заключивших с кредитной организацией договор залога/поручительства, при отсутствии у них иных гражданско-правовых отношений с кредитной организацией, проводить идентификацию указанных лиц?
  2. В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон) организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны идентифицировать клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, за исключением случаев, установленных пунктами 1.1, 1.2 и 1.4 статьи 7 Федерального закона.
  3. Принимая во внимание нормы, установленные абзацами 11, 13 статьи 3 Федерального закона, а также пунктом 1.1 Положения Банка России от 19 августа 2004 года N 262-П "Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", клиентом кредитной организации является юридическое или физическое лицо, находящееся у нее на обслуживании, при осуществлении банковских операций, закрытый перечень которых установлен частью 1 статьи 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон о банках), либо при осуществлении других сделок, открытый перечень которых приведен в части 2 статьи 5 Закона о банках.
  4. Таким образом, лицо, с которым кредитной организацией заключен договор поручительства или залога (поручитель/залогодатель) в качестве обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору, при отсутствии иных гражданско-правовых отношений не является лицом, находящимся на обслуживании в кредитной организации (клиентом). Следовательно, требования по идентификации, предусмотренные статьей 7 Федерального закона, на такое лицо не распространяются.
  5. 2. В каком порядке и объеме кредитной организации следует идентифицировать представителя клиента? В каком порядке кредитной организации следует обновлять информацию о представителе клиента?
  6. Требование об идентификации представителя клиента, а также перечень сведений, которые необходимо установить в его отношении, установлены подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона.
  7. Норма подпункта 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона является нормой прямого действия. При этом Федеральный закон не предоставляет Банку России полномочий по установлению для кредитных организаций требований к идентификации представителей клиентов. Учитывая изложенное, при проведении идентификации представителей клиентов кредитным организациям следует руководствоваться нормами Федерального закона.
  8. Кредитная организация вправе самостоятельно определить порядок фиксирования и хранения информации о представителях клиента.
  9. Как следует из подпункта 3 пункта 1 статьи 7 Федерального закона, кредитные организации обязаны систематически обновлять информацию только о клиентах и выгодоприобретателях.
  10. 3. Необходимо ли кредитной организации представлять в уполномоченный орган сведения по подлежащей обязательному контролю операции своего клиента в случае, если данная операция совершена до того, как лицо, ее совершившее, стало клиентом кредитной организации?
  11. В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней со дня совершения операции сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами.
  12. В соответствии со статьей 3 Федерального закона клиентом организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, является физическое или юридическое лицо, находящееся на обслуживании в указанной организации.
  13. Исходя из указанной нормы Федерального закона клиентами кредитной организации являются субъекты, которым кредитная организация оказывает услугу либо при осуществлении банковских операций, закрытый перечень которых указан в части 1 статьи 5 Закона о банках, либо при осуществлении других сделок, открытый перечень которых указан в части 2 статьи 5 Закона о банках.
  14. В случае, если кредитной организации стало известно об операции, подлежащей обязательному контролю, совершенной лицом, в настоящее время являющимся ее клиентом, в период, когда оно не находилось на обслуживании в данной кредитной организации, обязанности представлять сведения в уполномоченный орган по такой операции у кредитной организации в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона не возникает.
  15. 4. Возникает ли у кредитной организации обязанность представлять в уполномоченный орган сведения по операциям, подлежащим обязательному контролю, совершаемым по корреспондентским счетам?
  16. В соответствии со статьей 860 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) на корреспондентские счета распространяются правила главы 45 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или установленными в соответствии с ними банковскими правилами.
  17. Корреспондентские счета согласно подпункту 2.1 Инструкции Банка России от 14 сентября 2006 года N 28-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)" являются одним из видов банковских счетов.
  18. Учитывая изложенное, кредитная организация во исполнение требования, установленного подпунктом 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона, обязана представлять в уполномоченный орган сведения об операциях, соответствующих критериям подлежащих обязательному контролю операций, определенным статьей 6 Федерального закона, осуществляемых ее респондентами по корреспондентским счетам, открытым в данной кредитной организации.
  19. Исходя из подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона у кредитной организации не возникает обязанности направлять сообщение в уполномоченный орган при проведении операции, соответствующей критериям операций, подлежащих обязательному контролю, по своему корреспондентскому счету, открытому в кредитной организации - корреспонденте.
  20. Материал подготовлен Департаментом финансового мониторинга и валютного контроля

Предыдущая новость - Письмо Минфина РФ и ФНС от 14 июня 2012 года № ЕД-4-3

Следующая новость - Письмо Минфина РФ от 13 июня 2012 года № 03-04-05