Письмо Минфина РФ от 17 августа 2012 года № 03-01-18/6-104
- Принято
- Министерством финансов Российской Федерации
- Вопрос:
- О порядке признания лиц взаимозависимыми в соответствии со ст. 105.1 НК РФ; о выполнении российской организацией, применяющей УСН, функций налогового агента по налогу на прибыль с процентных доходов иностранной организации, полученных по договорам займа; о порядке признания непогашенной задолженности по долговому обязательству перед иностранной организацией контролируемой в целях исчисления налога на прибыль.
- Ответ:
- Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу признания лиц взаимозависимыми и налогообложения процентных доходов по договорам займа и сообщает, что в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Консультирование указанных лиц по выбору оптимального порядка уплаты налога, проведение экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, методик оценки показателей хозяйственной деятельности этих лиц, а также оценка конкретных хозяйственных операций к обязанностям Минфина России не относятся.
- Одновременно сообщаем следующее.
- В соответствии с п. 1 ст. 105.1 Кодекса взаимозависимыми для целей налогообложения признаются лица, если особенности отношений между ними могут оказывать влияние на условия и (или) результаты сделок, совершаемых этими лицами, и (или) экономические результаты деятельности этих лиц или деятельности представляемых ими лиц.
- Пунктом 2 ст. 105.1 Кодекса предусмотрены одиннадцать оснований признания лиц взаимозависимыми. При этом п. 6 ст. 105.1 Кодекса предусматривает право организаций и (или) физических лиц, являющихся сторонами сделки, самостоятельно признать себя для целей налогообложения взаимозависимыми лицами по основаниям, не предусмотренным п. 2 рассматриваемой статьи, при наличии обстоятельств, указанных в п. 1 ст. 105.1 Кодекса.
- Кроме того, в соответствии с п. 7 ст. 105.1 Кодекса суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным п. 2 указанной статьи, если отношения между этими лицами обладают признаками, указанными в п. 1 ст. 105.1 Кодекса.
- Таким образом, по мнению Департамента, при признании лиц взаимозависимыми следует исходить из совокупности положений, изложенных в ст. 105.1 Кодекса.
- В отношении налогообложения процентных доходов по договорам займа сообщаем, что в соответствии со ст. 246 Кодекса иностранные организации, получающие доходы от источников в Российской Федерации, признаются налогоплательщиками налога на прибыль организаций в Российской Федерации в отношении доходов, перечень которых установлен п. 1 ст. 309 Кодекса.
- При этом обязанность по исчислению, удержанию и перечислению в бюджет Российской Федерации налога на прибыль с доходов иностранной организации, полученных от источников в Российской Федерации, на основании требований ст. 310 Кодекса возлагается на российскую организацию, выплачивающую такие доходы, которая в соответствии с п. 1 ст. 24 Кодекса признается налоговым агентом.
- Согласно п. 5 ст. 346.11 Кодекса организации, применяющие УСН, не освобождаются от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных положениями Кодекса.
- Таким образом, в рассматриваемой ситуации следует руководствоваться положениями гл. 25 Кодекса, в том числе указанными выше.
- Что касается признания непогашенной задолженности по долговому обязательству перед иностранной организацией контролируемой, то условия такого признания изложены в п. 2 ст. 269 Кодекса. В соответствии с положениями п. 2 ст. 269 Кодекса контролируемой задолженностью признается непогашенная задолженность:
- - по долговому обязательству перед иностранной организацией, прямо или косвенно владеющей более 20% уставного (складочного) капитала (фонда) этой российской организации, или
- - по долговому обязательству перед российской организацией, признаваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации аффилированным лицом указанной выше иностранной организации, или
- - по долговому обязательству, в отношении которого такое, указанное выше, аффилированное лицо и (или) непосредственно эта, указанная выше, иностранная организация выступают поручителем, гарантом или иным образом обязуются обеспечить исполнение долгового обязательства российской организации.
- В случае если непогашенная задолженность не является контролируемой, обязанность применять правила, установленные п. п. 2 - 4 ст. 269 Кодекса, не возникает.
- Мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм и общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
- Директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
- И.В.Трунин
- 17.08.2012