» » » Письмо Минфина РФ от 10 августа 2012 года № 03-04-06

Письмо Минфина РФ от 10 августа 2012 года № 03-04-06


Российская Федерация
Письмо Минфина РФ от 10 августа 2012 года № 03-04-06/4-233
Принято
Министерством финансов Российской Федерации
  1. Вопрос:
  2. В соответствии с п. п. 12 и 14 ст. 214.1 НК РФ налоговой базой по операциям признается положительный финансовый результат, то есть доходы от операций за вычетом соответствующих расходов. Налоговая база по каждой совокупности операций, указанных в пп. 1 - 4 п. 1 ст. 214.1, определяется отдельно, то есть выделяются следующие налоговые базы по операциям купли-продажи в зависимости от вида актива:
  3. - ценные бумаги, обращающиеся на ОРЦБ;
  4. - ценные бумаги, не обращающиеся на ОРЦБ;
  5. - ФИСС, обращающиеся на ОРЦБ;
  6. - ФИСС, не обращающиеся на ОРЦБ.
  7. Порядок определения каждой налоговой базы по операциям купли-продажи установлен.
  8. Статья 214.3 НК РФ устанавливает порядок исчисления налоговой базы по операциям РЕПО с ценными бумагами. Согласно п. 6 ст. 214.3 НК РФ налоговая база по операциям РЕПО определяется как доходы в виде процентов по займам, полученные по операциям РЕПО, уменьшенные на расход в виде процентов по займам, уплаченных по операциям РЕПО. Таким образом, порядок определения налоговой базы по операциям РЕПО также однозначно установлен.
  9. Одновременно в п. п. 12 - 14 ст. 214.3 НК РФ устанавливаются особенности исчисления доходов и расходов по операциям, связанным с открытием короткой позиции по ценным бумагам в рамках операции РЕПО, а также указывается, что эти доходы и расходы учитываются в порядке, установленном ст. 214.1. Статья 214.3 НК РФ не содержит порядка исчисления отдельной налоговой базы по операциям, связанным с короткой позицией.
  10. Кроме того, в п. п. 12 - 13 ст. 214.3 НК РФ отмечается, что под открытием короткой позиции понимается реализация налогоплательщиком ценной бумаги при наличии обязательств по возврату ценных бумаг, полученных по первой части РЕПО, а закрытие короткой позиции осуществляется путем приобретения ценных бумаг. Это свидетельствует о квалификации в рамках ст. 214.3 НК РФ коротких позиций как сделок купли-продажи ценных бумаг.
  11. Дополнительно следует отметить экономическую однородность природы доходов и расходов, возникающих при реализации ценных бумаг, при закрытии как длинных, так и коротких позиций.
  12. ЗАО (налоговый агент) полагает, что операции по открытию и закрытию коротких позиций (в рамках сделок РЕПО) в целях исчисления НДФЛ квалифицируются как операции купли-продажи ценных бумаг. Следовательно, доходы и расходы по коротким позициям, а также финансовый результат по ним учитываются при определении налоговой базы в порядке, установленном ст. 214.1 НК РФ (в разрезе соответствующих категорий ценных бумаг), то есть отдельная налоговая база по коротким позициям не определяется.
  13. Правомерна ли позиция ЗАО?
  14. Ответ:
  15. Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ЗАО о применении положений ст. ст. 214.1 и 214.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и в соответствии со ст. 34.2 Кодекса разъясняет следующее.
  16. Пунктом 14 ст. 214.3 Кодекса установлено, что по операциям, связанным с открытием (закрытием) короткой позиции, определяется налоговая база.
  17. При этом доходы (расходы) налогоплательщика при реализации (приобретении) или выбытии ценной бумаги при открытии (закрытии) короткой позиции учитываются в порядке, установленном ст. 214.1 Кодекса, на дату закрытия короткой позиции.
  18. Применение порядка, установленного ст. 214.1 Кодекса, означает, что при определении налоговой базы в соответствии с п. 14 ст. 214.3 Кодекса используются те же правила, что и установленные в ст. 214.1 Кодекса, с учетом их применения на дату закрытия короткой позиции.
  19. Таким образом, доходы (расходы) при открытии (закрытии) короткой позиции учитываются при определении отдельной налоговой базы по данным операциям и не могут включаться налоговую базу по операциям с ценными бумагами, предусмотренную в ст. 214.1 Кодекса.
  20. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
  21. С.В.Разгулин
  22. 10.08.2012

Предыдущая новость - Письмо Минфина РФ от 17 августа 2012 года № 03-01-18

Следующая новость - Письмо Минфина РФ от 13 августа 2012 года № 03-03-06