О взыскании таможенных платежей
- Принято
- Центральным таможенным управлением
- В связи с тем, что в правовую службу Центрального таможенного управления поступает большое количество запросов, связанных с взысканием таможенных платежей, в том числе с перевозчиков, правовая служба Управления считает необходимым дать таможенным органам следующие разъяснения.
- 1. Впредь до вступления в силу нового Таможенного кодекса Российской Федерации правовая служба Центрального таможенного управления при решении вопроса о взыскании таможенных платежей с налогоплательщиков предлагает руководствоваться следующим.
- Согласно предписаниям частей первой и третьей статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налогов и сборов должно быть направлено налогоплательщику (при отсутствии факта проведения налоговой проверки) не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
- В связи с этим возникает вопрос о наличии правовой возможности для применения указанного положения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах к отношениям по взиманию налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации.
- В соответствии с требованиями части второй статьи 2 Налогового кодекса Российской Федерации к отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
- Согласно пункту 7 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога, подлежащего уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, направляется налогоплательщику таможенным органом в порядке, установленном данным Кодексом с учетом особенностей, предусмотренных таможенным законодательством Российской Федерации.
- Таким образом, указанное положение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах распространяет установленный данным законодательством порядок направления требования на правоотношения, связанные с направлением налогоплательщику требования об уплате таможенных платежей.
- Вместе с тем, как следует из приведенного выше положения Налогового кодекса Российской Федерации, при наличии в таможенном законодательстве Российской Федерации специальных норм, регулирующих порядок направления налогоплательщику требования об уплате таможенных платежей, применению при направлении налогоплательщику такого требования подлежат данные специальные нормы таможенного законодательства.
- Режим применения специальных норм ограничивает сферу распространения главы 10 Налогового кодекса Российской Федерации на отношения по взиманию таможенных платежей.
- Действующим на сегодняшний день таможенным законодательством Российской Федерации не определен порядок направления налогоплательщику требования об уплате таможенных платежей.
- Часть первая статьи 124 Таможенного кодекса Российской Федерации, устанавливая порядок принудительного взыскания таможенных платежей, не определяет порядок направления налогоплательщику требования об уплате налогов и сборов.
- Из правового анализа положений статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что направление налогоплательщику требования об уплате налогов и сборов не является элементом принудительного взыскания таковых.
- Кроме того, статьи 46-48 Налогового кодекса Российской Федерации содержат жесткие пресекательные сроки осуществления принудительного взыскания налогов и сборов и в силу пункта 11 статьи 46, пункта 9 статьи 47, пункта 3 статьи 48 данного Кодекса положения указанных правовых норм распространяются на правоотношения, связанные с взысканием налогов и сборов таможенными органами.
- Из анализа статей 46-48 Налогового кодекса Российской Федерации, а также пункта 6 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 N 71 следует, что пропуск налоговым (таможенным) органом срока направления налогоплательщику требования об уплате налогов и сборов не влечет изменение порядка исчисления пресекательного срока на принудительное взыскание налога и сбора, а также пресекательного срока на предъявление таможенным органом соответствующих требований в судебном порядке.
- Таким образом, часть первая статьи 124 Таможенного кодекса Российской Федерации не содержит специальных норм по отношению к главе 10 Налогового кодекса Российской Федерации и вступает в противоречие с положениями статей 46-48, 87, 87.1 Налогового кодекса Российской Федерации, и в силу статьи 7 Федерального закона от 31.07.98 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" не подлежит применению таможенными органами.
- Следовательно, по мнению правовой службы Управления, при выставлении и направлении налогоплательщику требования об уплате налогов и сборов, таможенные органы (до момента вступления в силу нового Таможенного кодекса Российской Федерации) должны руководствоваться предписаниями главы 10 Налогового кодекса Российской Федерации.
- Кроме того, в пункте 4 письма ГТК России от 20.12.2002 N 27-19/50510 отмечено, что в силу пункта 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 18.06.1993 N 5223-1 "О введении в действие Таможенного кодекса Российской Федерации" часть первая статьи 124 Таможенного кодекса Российской Федерации не применяется.
- Вместе с тем из анализа пункта 6 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 N 71 следует, что (с учетом конкретных обстоятельств) нарушение таможенным органом срока направления налогоплательщику требования об уплате таможенных платежей не всегда лишает таможенный орган субъективного юридического права на принудительное взыскание таможенного платежа в судебном либо бесспорном порядке.
- 2. Что касается вопроса правомерности взыскания таможенных платежей с перевозчиков при наличии прекращенного дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении данного перевозчика, правовая служба Управления сообщает следующее.
- При осуществлении мер по взиманию либо принудительному взысканию таможенных платежей, а также мер, связанных с привлечением перевозчика к административной ответственности за недоставление товаров и транспортных средств в таможенный орган назначения, необходимо учитывать, что указанные меры административно-правового и налогового воздействия не являются, по общему правилу, взаимозависимыми.
- Так, требование об уплате таможенных платежей направляется налогоплательщику, а меры принудительного взыскания таможенных платежей подлежат приведению в действие не в связи с совершением налогоплательщиком соответствующего административного правонарушения, а при наличии установленного налоговым (таможенным) органом факта неуплаты (неполной уплаты) таможенных пошлин, налогов в установленные сроки.
- Следует отметить, что ожидание должностными лицами таможенного органа факта вступления в силу постановления по делу об административном правонарушении (либо ожидания иных мер, принимаемых должностными лицами таможенных органов при обнаружении либо для пресечения совершенного административного правонарушения), которым налогоплательщик привлекается к ответственности за совершенное правонарушение, повлекшее задолженность по налогу или сбору, может привести к пропуску таможенным органом срока направления налогоплательщику требования об уплате таможенных платежей и сроков приведения в действие механизма принудительного взыскания налогов и сборов.
- С 01.01.2004 вступает в силу новый Таможенный кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс). Кодекс, по сравнению с действующим законодательством, более качественно решает вопросы взыскания таможенных платежей с перевозчиков, возводя их в ранг налогоплательщиков (пункт 1 статьи 90 Кодекса), лиц, ответственных за уплату таможенных платежей (пункт 2 статьи 320 Кодекса), и определяя им ставки (пункт 1 статьи 327 Кодекса) и сроки уплаты таможенных платежей (пункт 5 статьи 329 Кодекса).
- В соответствии с пунктом 1 статьи 90, пунктом 2 статьи 320 Кодекса в случае недоставки иностранных товаров в таможенный орган назначения перевозчик обязан уплатить ввозные таможенные пошлины и налоги (исключением из данного правила являются случаи, установленные пунктом 2 статьи 90 Кодекса) и только при таких обстоятельствах перевозчик может быть признан лицом, ответственным за уплату таможенных платежей.
- Таким образом, только в том случае, если таможенными документами, материалами дела об административном правонарушении либо материалами судебного дела подтверждается, что факт недоставки иностранных товаров в таможенный орган назначения отсутствует, перевозчик не может нести ответственность за уплату таможенных платежей, так как в данном случае он не будет являться налогоплательщиком.
- С учетом ныне действующего законодательства данная правовая позиция, по мнению правовой службы Управления, может быть распространена и на правоотношения, связанные с взысканием таможенных платежей с перевозчиков, и до вступления в силу нового Таможенного кодекса Российской Федерации.