О Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.07.2003 по делу N 2235/03, от 22.07.2003 по делу N 2635/03
- Принято
- Министерством Российской Федерации по налогам и сборам
- Министерство Российской Федерации по налогам и сборам направляет для сведения и использования в работе Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации:
- от 08.07.2003 по делу N 2235/03 по вопросу о том, что признание обособленного подразделения организации таковым осуществляется при наличии признаков, предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации, независимо от вида деятельности, осуществляемой данным подразделением;
- от 22.07.2003 по делу N 2635/03 по вопросу об отсутствии оснований к освобождению субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, от обязанности уплаты налога на реализацию горюче-смазочных материалов в связи с тем, что данный налог был установлен до введения в действие Федерального закона от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства".
- Доведите направляемые Постановления до юридических отделов нижестоящих налоговых органов.
- Действительный государственный
- советник налоговой службы
- Российской Федерации II ранга
- С.Н.ШУЛЬГИН
Приложение
к Письму от 29 декабря 2003 года № ШС-6-14/1377
к Письму от 29 декабря 2003 года № ШС-6-14/1377
- ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ
- от 8 июля 2003 г. N 2235/03
- Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
- председательствующего - и.о. Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Юкова М.К.;
- членов Президиума: Андреевой Т.К., Арифулина А.А., Бабкина А.И., Бойкова О.В., Витрянского В.В., Вышняк Н.Г., Исайчева В.Н., Киреева Ю.А., Козловой А.С., Козловой О.А., Першутова А.Г., Ренова Э.Н., Савкина С.Ф., Слесарева В.Л., Суховой Г.И. -
- рассмотрел заявление Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Бердску Новосибирской области (далее - налоговая инспекция) о пересмотре в порядке надзора Постановления суда апелляционной инстанции Арбитражного суда Новосибирской области от 26.08.2002 по делу N А45-6113/02-СА23/194 и Постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20.11.2002 по тому же делу.
- Заслушав и обсудив доклад судьи Першутова А.Г., Президиум установил следующее.
- Налоговая инспекция обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Европейские окна" (далее - общество) о взыскании 10 000 рублей штрафа за нарушение более чем на 90 дней срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения.
- Решением суда первой инстанции от 27.06.2002 иск удовлетворен.
- Постановлением суда апелляционной инстанции от 26.08.2002 решение отменено и в иске отказано.
- Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа Постановлением от 20.11.2002 оставил Постановление суда апелляционной инстанции без изменения.
- В заявлении в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации о пересмотре в порядке надзора постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций налоговая инспекция ссылается на неправильное применение судебными инстанциями норм налогового права.
- Проверив обоснованность содержащихся в заявлении доводов, Президиум считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
- Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции исходил из того, что истец не доказал наличия у ответчика обособленного подразделения, по поводу которого последний обязан был встать на налоговый учет в городе Бердске. Кроме того, судом апелляционной инстанции установлено, что ответчиком производственная деятельность в городе Новосибирске, где он зарегистрирован, не ведется - вся она сосредоточена в городе Бердске и поэтому является основной. По мнению суда апелляционной инстанции, факт аренды ответчиком нежилого производственного помещения в городе Бердске не свидетельствует о наличии у него в этом городе обособленного подразделения.
- Суд кассационной инстанции, согласившись с выводами суда апелляционной инстанции, пришел, кроме того, к выводу о том, что налоговая инспекция, принимая решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за несвоевременную постановку на учет по месту обособленного подразделения, должна была убедиться в его создании на основе документов, предусмотренных законом (положение об обособленном подразделении, распоряжение (приказ) о его создании и т.п.).
- Суды всех инстанций установили, что с января 2001 года общество осуществляет производственную деятельность в нежилом помещении по адресу: г. Бердск, ул. Линейная, 5/4, что подтверждается договором аренды этого помещения от 02.01.2001 N 1-Б и актом проверки налогового органа от 17.10.2001 N 17, из которого, в частности, следует, что в указанном помещении размещен производственный участок по изготовлению окон из пластика. Производственный участок оборудован технологическим оборудованием, имеются образцы окон. Тем самым был установлен факт наличия стационарных рабочих мест.
- Правильно выяснив фактические обстоятельства дела, суды апелляционной и кассационной инстанций дали им неправильную правовую оценку, придя к ошибочному выводу о том, что созданное обществом в городе Бердске подразделение не является обособленным, поскольку осуществляемая им деятельность относится к основной.
- Между тем такой вывод судебных инстанций противоречит требованиям налогового законодательства. В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации обособленное подразделение организации - любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
- Налоговое законодательство не ставит решение вопроса об отнесении структурного подразделения организации к обособленному в зависимость от вида осуществляемой им деятельности. Судами всех инстанций было установлено наличие предусмотренных пунктом 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации признаков обособленного подразделения у производства, расположенного в помещении, арендованном обществом в городе Бердске. Поэтому оснований для отмены решения суда первой инстанции не имелось.
- При таких обстоятельствах постановления судов апелляционной и кассационной инстанций подлежат отмене в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм налогового права.
- Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 303, пунктом 5 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
-
Постановил:
- Постановление суда апелляционной инстанции Арбитражного суда Новосибирской области от 26.08.2002 по делу N А45-6113/02-СА23/194 и Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20.11.2002 по тому же делу отменить.
- Решение суда первой инстанции Арбитражного суда Новосибирской области от 27.06.2002 по названному делу оставить в силе.
- Председательствующий
- М.К.ЮКОВ
- ПРЕЗИДИУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- ПОСТАНОВЛЕНИЕ
- от 22 июля 2003 г. N 2635/03
- Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
- председательствующего - Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Яковлева В.Ф.;
- членов Президиума: Андреевой Т.К., Бабкина А.И., Бойкова О.В., Вышняк Н.Г., Иванниковой Н.П., Исайчева В.Н., Киреева Ю.А., Козловой А.С., Козловой О.А., Наумова О.А., Савкина С.Ф., Слесарева В.Л., Суховой Г.И., Тумаркина В.М., Юкова М.К. -
- рассмотрел заявление Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Кемеровской области о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции от 08.08.2002, Постановления суда апелляционной инстанции от 04.10.2002 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-7322/2002-5 и Постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23.12.2002 по тому же делу.
- Заслушав и обсудив доклад судьи Тумаркина В.М., Президиум установил следующее.
- Индивидуальный предприниматель Петухов О.Н. обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с иском к Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 7 по Кемеровской области (далее - инспекция) о признании недействительным ее решения от 28.12.2001 в части взыскания с него 57 070 рублей налога на реализацию горюче-смазочных материалов, не уплаченных за период с 10.07.2000 по 31.12.2000, 17 823 рублей пеней и 11 414 рублей штрафа.
- Решением суда первой инстанции от 08.08.2002 исковые требования удовлетворены.
- Постановлением апелляционной инстанции от 04.10.2002 решение оставлено без изменения.
- Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа Постановлением от 23.12.2002 указанные судебные акты оставил без изменения.
- Судебные инстанции пришли к выводу о том, что на индивидуального предпринимателя, применяющего упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, не может быть возложена обязанность по уплате налога на реализацию горюче-смазочных материалов, поскольку названная система налогообложения предусматривает замену общей системы налогообложения другой - упрощенной системой, а не только замену уплаты подоходного налога другим налогом - единым налогом в виде годовой стоимости патента. Налог на реализацию горюче-смазочных материалов является составной частью общей системы налогообложения.
- В заявлении о пересмотре в порядке надзора названных судебных актов инспекция указывает, что действовавшее в проверяемый период законодательство Российской Федерации о налогах и сборах не освобождало индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, от уплаты налога на реализацию горюче-смазочных материалов.
- Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, Президиум считает, что оспариваемые судебные акты подлежат отмене по следующим основаниям.
- Согласно Федеральному закону от 29.12.95 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства - организаций и индивидуальных предпринимателей применяется наряду с принятой ранее системой налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Право выбора системы налогообложения, учета и отчетности, включая переход к упрощенной системе или возврат к принятой ранее системе, предоставляется субъектам малого предпринимательства на добровольной основе в порядке, предусмотренном названным Федеральным законом.
- Законом Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" налоги, служащие источником образования дорожных фондов, отнесены к федеральным налогам.
- В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации от 18.10.91 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" налог на реализацию горюче-смазочных материалов (автобензина, дизельного топлива, масел, сжатого и сжиженного газов) уплачивают, в том числе, предприниматели, реализующие указанные материалы, в размере 25 процентов от сумм реализации (в денежном исчислении) без налога на добавленную стоимость. При перепродаже горюче-смазочных материалов предпринимателями налог исчисляется по установленной ставке от размера разницы между выручкой от реализации горюче-смазочных материалов (без налога на добавленную стоимость) и стоимостью их приобретения (без налога на добавленную стоимость).
- Названный Закон введен в действие с 01.01.92 Постановлением Верховного Совета РСФСР от 18.10.91 N 1760-1 "О введении в действие Закона РСФСР "О дорожных фондах в РСФСР".
- Федеральный закон "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства", вступивший в силу в период действия Закона Российский Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации", предусмотрел для индивидуальных предпринимателей замену уплаты установленного законодательством Российской Федерации подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью.
- Следовательно, налог на реализацию горюче-смазочных материалов был установлен до введения в январе 1996 года в Российской Федерации упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, что не привело к освобождению предпринимателей от обязанностей плательщиков налога на реализацию горюче-смазочных материалов.
- При таких обстоятельствах оспариваемые судебные акты не основаны на законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах, нарушают единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, что в силу пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для их отмены.
- Разрешая спор, суды исследовали только вопрос о наличии у индивидуального предпринимателя, применяющего упрощенную систему налогообложения, обязанности по уплате налога на реализацию горюче-смазочных материалов и не обсудили вопрос о наличии оснований для привлечения к ответственности налогоплательщика.
- Поэтому дело подлежит направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Кемеровской области.
- При новом рассмотрении суду необходимо проверить обоснованность привлечения к ответственности индивидуального предпринимателя Петухова О.Н.
- Руководствуясь статьей 303, пунктом 2 части 1 статьи 305, статьей 306 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
-
Постановил:
- решение суда первой инстанции от 08.08.2002, Постановление суда апелляционной инстанции от 04.10.2002 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-7322/2002-5 и Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 23.12.2002 по тому же делу отменить.
- Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Кемеровской области.
- Председательствующий
- В.Ф.ЯКОВЛЕВ