Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности организаций за 2005 год
- Принято
- Министерством финансов Российской Федерации
- В целях повышения качества аудита бухгалтерской отчетности организаций, руководствуясь Федеральным законом "Об аудиторской деятельности" и Концепцией развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, одобренной Приказом министра финансов Российской Федерации от 1 июля 2004 г. N 180, Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности рекомендует аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам и аудиторам при проведении аудита годовой бухгалтерской отчетности за 2005 г. обратить особое внимание на:
- увеличение объема обязательных аудиторских процедур в связи с вступлением в силу новых федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности;
- обоснованность учетной политики аудируемого лица;
- соответствие принятых аудируемым лицом форм бухгалтерской отчетности характеру и условиям деятельности этого лица;
- последовательность применения аудируемым лицом форм бухгалтерской отчетности;
- полноту бухгалтерской отчетности аудируемого лица;
- правильность применения аудируемым лицом нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету;
- обоснованность отступлений от правил бухгалтерской отчетности;
- существенность информации, раскрытой аудируемым лицом в бухгалтерской отчетности;
- представление аудируемым лицом в бухгалтерском балансе активов и обязательств;
- классификацию доходов аудируемого лица;
- признание аудируемым лицом доходов;
- признание аудируемым лицом расходов;
- признание аудируемым лицом скидок (накидок);
- формирование аудируемым лицом групп однородных объектов основных средств для переоценки;
- регулярность проведения аудируемым лицом переоценки основных средств;
- резервирование под снижение стоимости материальных ценностей;
- корректировку оценки финансовых вложений, по которым можно определить текущую рыночную стоимость;
- проведение аудируемым лицом проверки финансовых вложений на обесценение;
- резервирование сомнительных долгов;
- своевременность списания аудируемым лицом дебиторской и кредиторской задолженности;
- полноту раскрытия аудируемым лицом информации об аффилированных лицах;
- раскрытие аудируемым лицом в бухгалтерской отчетности информации о стоимости чистых активов;
- полноту раскрытия аудируемым лицом информации об условных фактах хозяйственной деятельности;
- составление аудируемым лицом консолидированной (сводной) бухгалтерской отчетности;
- оформление бухгалтерской отчетности;
- существенность положений, модифицирующих аудиторское заключение;
- аудит ведения бухгалтерского учета специализированными депозитариями и управляющими компаниями по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений и финансированию выплат за счет средств пенсионных накоплений.
- Применимые федеральные правила
- (стандарты) аудиторской деятельности
- При проведении аудита бухгалтерской отчетности за 2005 г. необходимо руководствоваться федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. N 696 (с последующими изменениями), в частности, следующими утвержденными в 2005 г. федеральными правилами (стандартами): "Получение аудиторских доказательств в конкретных случаях", "Получение аудитором подтверждающей информации из внешних источников", "Особенности первой проверки аудируемого лица", "Аналитические процедуры", "Особенности аудита оценочных значений", "Сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника" и "Заявления и разъяснения руководства аудируемого лица".
- Кроме того, в соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2002 г. N 80 "О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации" до утверждения Правительством Российской Федерации федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности следует руководствоваться правилами (стандартами) аудиторской деятельности, одобренными Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации, в части, не противоречащей Федеральному закону "Об аудиторской деятельности" и федеральным правилам (стандартам) аудиторской деятельности.
- Обоснованность учетной политики организации
- В соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" организация, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, нормативными актами органов, регулирующих бухгалтерский учет, самостоятельно формирует свою учетную политику, исходя из своей структуры, отрасли и других особенностей деятельности.
- Согласно федеральному правилу (стандарту) N 6 "Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности", утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. N 696 (с последующими изменениями), в аудиторском заключении должно быть указано, что аудит включал в себя в том числе оценку соблюдения принципов и правил бухгалтерского учета, применяемых при подготовке бухгалтерской отчетности. Иначе, при формировании аудиторского заключения аудитор должен оценивать также обоснованность принятой организацией учетной политики.
- Соответствие принятых организацией форм
- бухгалтерской отчетности характеру и условиям
- деятельности этой организации
- В соответствии с положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июля 1999 г. N 43н, бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении.
- В приложении к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 22 июля 2003 г. N 67н приведены образцы форм бухгалтерской отчетности организации, которые рекомендовано учитывать при разработке форм бухгалтерской отчетности, представляемой в установленные адреса. При разработке организацией форм бухгалтерской отчетности целесообразно исходить из характера и условий деятельности организации, необходимости обеспечить представление в отчетности объективной и полезной информации.
- Согласно Указаниям о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22 июля 2003 г. N 67н, при формировании бухгалтерской отчетности должны быть исполнены требования нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету по раскрытию в бухгалтерской отчетности информации. Такое раскрытие может быть осуществлено организацией путем включения соответствующих показателей, таблиц, расшифровок непосредственно в формы бухгалтерской отчетности или в пояснительную записку.
- Согласно федеральному правилу (стандарту) N 6 "Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности", утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. N 696 (с последующими изменениями), в аудиторском заключении должно быть указано, что аудит включал в себя в том числе оценку представления бухгалтерской отчетности. Иначе, при аудите бухгалтерской отчетности, составленной исключительно по образцам форм, особое внимание аудитор должен обратить на то, в какой степени исследуемая бухгалтерская отчетность позволяет пользователю делать правильные выводы о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, а также принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.
- Последовательность применения форм
- бухгалтерской отчетности
- В соответствии с положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июля 1999 г. N 43н, организация должна придерживаться принятых ею содержания и форм бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним последовательно от одного отчетного периода к другому.
- Изменение принятых содержания и формы бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и пояснений к ним допускается в исключительных случаях, например, при изменении вида деятельности. Существенное изменение должно быть раскрыто в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с указанием причин, вызвавших такое изменение.
- Полнота бухгалтерской отчетности
- В соответствии с положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июля 1999 г. N 43н, если при составлении бухгалтерской отчетности организацией выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то в бухгалтерскую отчетность организация включает соответствующие дополнительные показатели и пояснения.
- Бухгалтерская отчетность должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных структурных подразделений организаций, в том числе выделенных на отдельный баланс.
- Согласно федеральному правилу (стандарту) N 6 "Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности", утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. N 696 (с последующими изменениями), если аудитор приходит к выводу о том, что информация раскрыта в бухгалтерской отчетности неполно, он должен соответствующим образом модифицировать аудиторское заключение.
- Применение нормативных правовых актов
- по бухгалтерскому учету
- При формировании бухгалтерской отчетности организации нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и отчетности применяются в части, не противоречащей изданным позднее нормативным правовым актам.
- Например, Правила отражения профессиональными участниками рынка ценных бумаг и инвестиционными фондами в бухгалтерском учете отдельных операций с ценными бумагами, утвержденные Постановлением ФКЦБ России от 27 ноября 1997 г. N 40, применяются в части, не противоречащей изданным позднее положениям по бухгалтерскому учету и другим нормативным правовым актам.
- Обоснованность отступлений от правил
- бухгалтерской отчетности
- В соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" в пояснительной записке должно сообщаться о фактах неприменения правил бухгалтерского учета с соответствующим обоснованием. В противном случае неприменение правил бухгалтерского учета рассматривается как уклонение от их выполнения и признается нарушением законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете.
- При этом необходимо обратить внимание на то, что неприменение правил бухгалтерского учета может иметь место лишь в случае, когда такие правила не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации.
- Существенность информации, раскрываемой
- в бухгалтерской отчетности
- В соответствии с положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июля 1999 г. N 43н, показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно в случае их существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности. Показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях могут приводиться в бухгалтерском балансе или отчете о прибылях и убытках общей суммой с раскрытием в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках, если каждый из этих показателей в отдельности несущественен для оценки заинтересованными пользователями финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.
- Согласно статье 13 Федерального закона "О бухгалтерском учете" пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности должна содержать существенную информацию об организации, ее финансовом положении, сопоставимости данных за отчетный и предшествующий ему годы, методах оценки и существенных статьях бухгалтерской отчетности.
- Согласно положению по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утвержденному Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 9 декабря 1998 г. N 60н, организация должна раскрывать принятые способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.
- В соответствии с Указаниями о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденными Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22 июля 2003 г. N 67н, показатель считается существенным, если его нераскрытие может повлиять на экономические решения заинтересованных пользователей, принимаемые на основе отчетной информации. Аналогичный подход к определению существенности предусмотрен положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 9 декабря 1998 г. N 60н.
- Решение организацией вопроса, является ли показатель существенным, зависит от оценки показателя, его характера, конкретных обстоятельств возникновения. Иначе, существенность при формировании бухгалтерской отчетности определяется совокупностью качественных и количественных факторов.
- Представление в бухгалтерском балансе
- активов и обязательств
- В соответствии с положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июля 1999 г. N 43н, в бухгалтерском балансе активы и обязательства должны представляться с подразделением на краткосрочные и долгосрочные в зависимости от срока обращения (погашения). Активы и обязательства представляются как краткосрочные, если срок обращения (погашения) по ним не более 12 месяцев после отчетной даты или продолжительности операционного цикла, если он превышает 12 месяцев. Все остальные активы и обязательства представляются как долгосрочные.
- Исходя из Концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренной Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов Российской Федерации и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров России 29 декабря 1997 г., объект, подлежащий бухгалтерскому учету согласно Федеральному закону "О бухгалтерском учете", классифицируется для целей бухгалтерского учета в соответствии с установленными определениями видов активов и критериями признания их. По общему правилу, указанная классификация производится первоначально при признании объекта в бухгалтерском учете исходя из соответствия его на момент признания установленным определениям видов активов и критериям признания их.
- Учитывая это, при раскрытии в бухгалтерском балансе информации о внеоборотных активах объекты основных средств и нематериальных активов, оставшийся срок полезного использования по которым на отчетную дату составляет 12 месяцев и менее, не могут раскрываться в разделе "Оборотные активы".
- Классификация организацией доходов
- В соответствии с положением по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 мая 1999 г. N 32н, для целей бухгалтерского учета организация самостоятельно признает поступления доходами от обычных видов деятельности или прочими поступлениями исходя из требований этого ПБУ, характера своей деятельности, вида доходов и условий их получения.
- Признание организацией доходов
- В соответствии с положением по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 мая 1999 г. N 32н, доходы (доходы от обычных видов деятельности, прочие поступления) признаются в бухгалтерском учете лишь при единовременном наличии условий, предусмотренных указанным Положением.
- Признание организацией расходов
- В соответствии с положением по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 мая 1999 г. N 33н, в отчете о прибылях и убытках расходы организации признаются независимо от их признания для целей расчета налогооблагаемой базы.
- В соответствии с ПБУ 10/99 расходы организации на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений, мероприятий культурно-просветительского характера и иных аналогичных мероприятий, а также перечисления организацией средств (взносов, выплат и т.п.), связанных с благотворительной деятельностью, являются прочими расходами. Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 г. N 94н, не предусмотрено отражение указанных расходов на счете 84 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)".
- Признание организацией скидок (накидок)
- В соответствии с положением по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 мая 1999 г. N 32н, выручка определяется с учетом всех предоставленных организации согласно договору скидок (накидок).
- Исходя из Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 октября 2000 г. N 94н, скидки (накидки), предоставленные согласно договору покупателю (заказчику) при продаже продукции, товаров, подлежат отражению на счете 90 "Продажи".
- В соответствии с положением по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 мая 1999 г. N 33н, расходы по обычным видам деятельности определяются с учетом всех предоставленных организации согласно договору скидок (накидок).
- Формирование групп однородных объектов
- основных средств для переоценки
- В соответствии с положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2001 г. N 26н, коммерческая организация может не чаще одного раза в год переоценивать группы однородных объектов основных средств.
- Для целей переоценки группы однородных объектов основных средств определяются организацией самостоятельно. При этом необходимо исходить в основном из признаков назначения этих объектов.
- Регулярность проведения переоценки основных средств
- В соответствии с положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2001 г. N 26н, при принятии решения о переоценке группы однородных объектов основных средств следует учитывать, что в последующем такая группа должна переоцениваться регулярно, чтобы стоимость входящих в эту группу объектов, по которой они отражаются в бухгалтерской отчетности, существенно не отличалась от текущей (восстановительной) стоимости.
- Резерв под снижение стоимости материальных ценностей
- Согласно положению по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утвержденному Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 9 июня 2001 г. N 44н, материально-производственные запасы отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года за вычетом резерва под снижение стоимости материальных ценностей, который образуется за счет финансового результата организации. При этом резервирование производится в отношении материально-производственных запасов, которые 1) морально устарели, либо 2) полностью или частично потеряли свое первоначальное качество, либо 3) текущая рыночная стоимость, стоимость продажи которых снизилась.
- Корректировка оценки финансовых вложений,
- по которым можно определить текущую рыночную стоимость
- В соответствии с положением по бухгалтерскому учету "Учет финансовых вложений" ПБУ 19/02, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10 декабря 2002 г. N 126н, финансовые вложения, по которым можно определить в установленном порядке текущую рыночную стоимость, отражаются в бухгалтерской отчетности на конец отчетного года по текущей рыночной стоимости путем корректировки их оценки на предыдущую отчетную дату.
- Для определения текущей рыночной стоимости финансовых вложений для целей бухгалтерской отчетности организация должна использовать все доступные ей источники информации о рыночных ценах на эти финансовые вложения, в том числе данные иностранных организованных рынков или организаторов торговли.
- Исходя из ПБУ 19/02 при формировании учетной политики организации до данному вопросу выбор осуществляется в отношении периодичности проведения корректировки оценки указанных финансовых вложений (ежемесячно, ежеквартально).
- Проверка финансовых вложений на обесценение
- В соответствии с положением по бухгалтерскому учету "Учет финансовых вложений" ПБУ 19/02 при составлении годовой бухгалтерской отчетности в отношении финансовых вложений, по которым не определяется текущая рыночная стоимость и наблюдаются признаки обесценения, организация должна провести проверку наличия условий устойчивого существенного снижения их стоимости.
- Если проверка подтверждает устойчивое существенное снижение стоимости финансовых вложений, то организация образует резерв под обесценение финансовых вложений за счет финансового результата.
- Резервы сомнительных долгов
- В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 34н, организация может создавать резервы сомнительных долгов по расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации.
- Решение о создании резервов сомнительных долгов должно приниматься организацией исходя из совокупности норм, установленных пунктом 70 указанного Положения и пунктом 7 положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 9 декабря 1998 г. N 60н (в части требования осмотрительности). В противном случае учетная политика организации не будет обеспечивать соблюдение требования осмотрительности в бухгалтерском учете.
- С учетом пункта 7 ПБУ 1/98 норма пункта 70 указанного Положения устанавливает возможность образовывать резервы только в тех случаях, когда по оценке организации реально существует вероятность полной или частичной неоплаты сомнительной задолженности. Иначе, если на отчетную дату у организации имеется уверенность в получении в течение 12 месяцев после отчетной даты полной оплаты какой-то конкретной просроченной дебиторской задолженности, не обеспеченной гарантиями, то она может не создавать резерв по данному долгу, т.е. не рассматривать его как сомнительный долг.
- Своевременность списания дебиторской
- и кредиторской задолженности
- В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 34н, списанию с бухгалтерского баланса подлежит:
- дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, и другие долги, не реальные для взыскания;
- кредиторская и депонентская задолженность, по которой срок исковой давности истек.
- При списании соответствующих сумм следует руководствоваться положениями Гражданского кодекса Российской Федерации.
- Списание соответствующих сумм производится по каждому долгу и обязательству, которые выявляются при проведении инвентаризации расчетов. Документальным основанием для списания является приказ (распоряжение) руководителя организации, а также соответствующее письменное обоснование.
- Раскрытие информации об аффилированных лицах
- В соответствии с положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июля 1999 г. N 43н, пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках должны раскрывать данные об аффилированных лицах.
- Порядок раскрытия информации об аффилированных лицах в бухгалтерской отчетности акционерных обществ (кроме кредитных организаций) установлен положением по бухгалтерскому учету "Информация об аффилированных лицах" ПБУ 11/2000, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 января 2000 г. N 5н. В бухгалтерской отчетности организаций иных организационно-правовых форм информацию об аффилированных лицах целесообразно раскрывать применительно к порядку, установленному ПБУ 11/2000.
- В соответствии с ПБУ 11/2000 перечень аффилированных лиц, информация о которых раскрывается в бухгалтерской отчетности организации, устанавливается самостоятельно организацией, подготавливающей бухгалтерскую отчетность, на основе ПБУ 11/2000, исходя из содержания отношений между организацией и аффилированным лицом с учетом соблюдения требования приоритета содержания перед формой.
- Информация об аффилированных лицах должна быть изложена ясно и полно с тем, чтобы заинтересованным пользователям бухгалтерской отчетности были понятны характер и содержание отношений и операций с аффилированными лицами.
- Согласно федеральному правилу (стандарту) N 9 "Аффилированные лица", утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. N 696 (с последующими изменениями), если аудитор не может получить достаточных надлежащих аудиторских доказательств относительно аффилированных лиц и операций с ними или приходит к выводу о том, что информация о них раскрыта в бухгалтерской отчетности неясно или неполно, аудитор должен соответствующим образом модифицировать аудиторское заключение.
- Раскрытие информации о стоимости чистых активов
- При раскрытии в бухгалтерской отчетности информации о стоимости чистых активов следует руководствоваться следующими нормативными правовыми актами:
- Порядком оценки стоимости чистых активов акционерных обществ, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации и Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 29 января 2003 г. N 10н/03-6/пз;
- Порядком оценки стоимости чистых активов страховых организаций, созданных в форме акционерных обществ, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации и Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 12 сентября 2003 г. N 83н/03-158/пз;
- Положением о порядке и сроках определения стоимости чистых активов акционерных инвестиционных фондов, стоимости чистых активов паевых инвестиционных фондов, расчетной стоимости инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, а также стоимости чистых активов акционерных инвестиционных фондов в расчете на одну акцию, утвержденным Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 15 июня 2005 г. N 05-21/пз-н.
- Иные организации (общества с ограниченной ответственностью, государственные и муниципальные предприятия) могут формировать информацию о стоимости чистых активов для раскрытия в бухгалтерской отчетности применительно к порядку, установленному для акционерных обществ.
- Раскрытие информации об условных фактах
- хозяйственной деятельности
- В соответствии с положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июля 1999 г. N 43н, пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках должны раскрывать данные об условных фактах хозяйственной деятельности.
- Порядок раскрытия информации об условных фактах хозяйственной деятельности в бухгалтерской отчетности (кроме кредитных организаций) установлен положением по бухгалтерскому учету "Условные факты хозяйственной деятельности" ПБУ 8/01, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 ноября 2001 г. N 96н.
- Согласно федеральному правилу (стандарту) N 6 "Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности", утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. N 696 (с последующими изменениями), если аудитор приходит к выводу о том, что информация раскрыта в бухгалтерской отчетности неполно, он должен соответствующим образом модифицировать аудиторское заключение.
- Составление консолидированной (сводной)
- бухгалтерской отчетности
- В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 34н, в случае наличия у организации дочерних обществ помимо собственного бухгалтерского отчета составляется также сводная бухгалтерская отчетность, включающая показатели отчетов таких обществ, находящихся на территории Российской Федерации и за ее пределами.
- Консолидированная (сводная) бухгалтерская отчетность составляется в соответствии с Методическими рекомендациями по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности, утвержденными Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30 декабря 1996 г. N 112, либо международными стандартами финансовой отчетности, принимаемыми Фондом комитета по международным стандартам финансовой отчетности.
- Оформление бухгалтерской отчетности
- В соответствии с положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" ПБУ 4/99, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июля 1999 г. N 43н, по каждому числовому показателю бухгалтерской отчетности, за исключением отчета, составленного за первый отчетный период, должны быть приведены данные, минимум, за два года - отчетный и предшествующий отчетному.
- Сопоставимые данные должны приводиться в бухгалтерском балансе, отчете о прибылях и убытках, а также в пояснениях к ним.
- В соответствии с ПБУ 4/99 статья бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках, информация по которой дополнительно раскрывается в соответствующем пояснении, должна иметь указание на такое раскрытие.
- Согласно Указаниям о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденным Приказом Минфина России от 22 июля 2003 г. N 67н, показатели, которые при исчислении промежуточных и итоговых данных, а также других показателей должны вычитаться (например, себестоимость проданных товаров, операционные расходы, проценты к уплате), показываются в бухгалтерской отчетности в круглых скобках. Аналогично показываются в бухгалтерской отчетности показатели, имеющие отрицательное значение (например, непокрытый убыток, убыток от продаж, уценка основных средств).
- Согласно федеральному правилу (стандарту) аудиторской деятельности N 6 "Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности", утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. N 696 (с последующими изменениями), в аудиторском заключении должно быть указано, что аудит включал в себя в том числе оценку представления бухгалтерской отчетности. Иначе, в ходе аудита аудитор должен оценить форму представления информации в бухгалтерской отчетности, имея в виду, что эта отчетность должна обеспечивать пользователей возможностью делать правильные выводы о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, а также принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.
- Существенность положений, модифицирующих
- аудиторское заключение
- Согласно федеральному правилу (стандарту) N 6 "Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности", утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. N 696 (с последующими изменениями), при определенных обстоятельствах аудиторское заключение может быть модифицировано.
- При модификации аудиторского заключения следует иметь в виду, что в соответствии с федеральным правилом (стандартом) N 4 "Существенность в аудите", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 г. N 696 (с последующими изменениями), при оценке последствий искажений бухгалтерской отчетности аудитору следует принимать во внимание существенность.
- Аудит ведения бухгалтерского учета
- специализированными депозитариями и управляющими
- компаниями по формированию и инвестированию средств
- пенсионных накоплений и финансированию выплат
- за счет средств пенсионных накоплений
- В соответствии с Правилами проведения ежегодного аудита ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, а также финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2005 г. N 139, аудит ведения бухгалтерского учета специализированным депозитарием и управляющими компаниями по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений и финансированию выплат за счет средств пенсионных накоплений является специальным аудиторским заданием.
- Правилом (стандартом) аудиторской деятельности "Заключение аудиторской организации по специальным аудиторским заданиям", одобренным Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации 20 октября 1999 г. (протокол N 6), не предусмотрено обязательное приложение к заключению аудиторской организации по специальному аудиторскому заданию каких-либо документов.