» » » О привлечении автомобильных перевозчиков к ответственности по ч. 3 ст. 16.1 КоАП России

О привлечении автомобильных перевозчиков к ответственности по ч. 3 ст. 16.1 КоАП России


Российская Федерация
Письмо ФТС от 30 августа 2006 года № 18-12/30307
О привлечении автомобильных перевозчиков к ответственности по ч. 3 ст. 16.1 КоАП России
Принято
Федеральной таможенной службой России
  1. В правоохранительной деятельности таможенных органов имеет место негативная практика возбуждения дел об административных правонарушениях по части 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП России) при отсутствии как события, так и состава административного правонарушения.
  2. Так, перевозчик при международной перевозке автомобильным транспортом обязан сообщать таможенному органу достоверные сведения, перечень которых установлен статьей 73 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК России). Таможенный орган не вправе требовать от перевозчика представления иных сведений (пункт 1 статьи 72 ТК России).
  3. Сообщение перевозчиком при прибытии на таможенную территорию Российской Федерации таможенному органу недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе и (или) об объеме товаров влечет административную ответственность, предусмотренную частью 3 статьи 16.1 КоАП России. Представление иных недостоверных сведений таможенному органу не подпадает под действие указанной статьи.
  4. В связи с изложенным, привлечение к административной ответственности перевозчика за сообщение недостоверных сведений о качественных характеристиках товара, в том числе выявленных на этапе декларирования, при условии достоверности заявленных сведений об общем наименовании товара, его весе и (или) объеме, количестве и маркировке грузовых мест, не является правомерным (например, когда оформляются конфеты шоколадные с начинкой коньячной, а не карамельной, как заявлено в товаросопроводительных документах).
  5. Кроме того, в случае наличия события административного правонарушения в целях решения вопроса о возможности привлечения юридического лица к административной ответственности необходимо учитывать требования части 1 статьи 1.5 КоАП России об установлении его вины в совершении выявленного правонарушения.
  6. В соответствии с положениями части 2 статьи 2.1 КоАП России для решения вопроса о виновности перевозчика таможенному органу важно определить, какая правовая и реальная возможность была у перевозчика для соблюдения таможенных правил, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
  7. До вступления в таможенные правоотношения перевозчик, заключив договор международной перевозки, вступает с отправителем (получателем) груза в гражданско-правовые отношения. При этом, учитывая, что ему предстоит выполнить обязанности перед таможенными органами Российской Федерации, в частности, по представлению в месте прибытия на таможенную территорию Российской Федерации действительных документов на перевозимые товары, перевозчик должен принять все зависящие от него меры для надлежащего выполнения в последующем этих обязанностей.
  8. Поскольку указанные меры принимаются перевозчиком, действующим в рамках гражданско-правовых отношений, как правило, на этапе приема груза к перевозке, круг его правовых возможностей ограничен правами, установленными международными договорами, регулирующими вопросы международных перевозок грузов, и законодательством Российской Федерации, а также вытекающими из конкретного договора перевозки.
  9. При отсутствии возможности реализовать фактически свое право проверить достоверность сведений о товаре, например, при приемке груза в контейнере, опломбированном отправителем, перевозчик должен внести в товаротранспортные документы соответствующие обоснованные оговорки (пункт 2 статьи 8 Конвенции о договоре международной перевозки грузов по дорогам 1956 года, статья 39 Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 года). Аналогичный подход к порядку действий перевозчика при приемке груза к перевозке установлен и для других видов транспорта.
  10. Такие оговорки должны рассматриваться таможенными органами, осуществляющими таможенный контроль, как риск заявления недостоверных сведений о перемещаемом через таможенную границу Российской Федерации товаре.
  11. При выявлении фактов сообщения таможенному органу при прибытии на таможенную территорию Российской Федерации недостоверных сведений о товаре на этапе таможенного контроля необходимо:
  12. - получить объяснения от лиц, принявших товар к перевозке (водителя транспортного средства, экспедитора, другого уполномоченного лица) об обстоятельствах погрузки, в том числе о возможности проконтролировать достоверность полученных от отправителя сведений о товаре;
  13. - уточнить основания внесения оговорок в товаросопроводительные документы (при их наличии);
  14. - выяснить, имеются ли данные, свидетельствующие о виновности перевозчика в совершении правонарушения, например, обнаружен второй комплект документов на груз.
  15. Наличие обоснованных оговорок в товаротранспортных документах, содержащих недостоверные требования о товаре, может свидетельствовать, в совокупности с другими доказательствами, об отсутствии у перевозчика реальной возможности проверить груз и соблюсти требования таможенного законодательства, а следовательно, и об отсутствии вины в его действиях.
  16. С учетом выявленных обстоятельств таможенный орган может прийти к выводу об отсутствии в действиях перевозчика состава правонарушения и применить меры по идентификации и обеспечению сохранности товаров, направив их в установленном порядке в таможенный орган назначения для дальнейшего оформления, что не препятствует проведению проверок в отношении перемещаемого товара в рамках таможенного контроля.
  17. Одновременно сообщаем, что Управлением таможенных расследований и дознания проводится анализ дел данной категории по их показательной выборке для внесения соответствующих изменений в методические рекомендации ФТС России по квалификации нарушений таможенных правил.
  18. С Главным управлением организации таможенного контроля и Правовым управлением согласовано.
  19. Заместитель начальника
  20. Управления таможенных
  21. расследований и дознания
  22. полковник
  23. таможенной службы
  24. Н.В.ЗОРИН

Предыдущая новость - О документах Вольфсбергской группы

Следующая новость - О направлении письма Минфина России от 03.07.2006 N 03-11-02