Об отнесении Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований к аффилированным лицам
- Принято
- Федеральной антимонопольной службой
- ОБ ОТНЕСЕНИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,
- СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
- К АФФИЛИРОВАННЫМ ЛИЦАМ
- ФАС России сообщает следующее.
- В части 14 статьи 4 Закона Российской Федерации от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" понятие "аффилированные лица" используется для характеристики отдельных физических и юридических лиц, способных оказывать влияние на деятельность других субъектов предпринимательства. При этом в ряде случаев аффилированные лица могут входить в состав группы лиц.
- Рассматривая вопрос о возможности признания Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований аффилированными лицами, необходимо отметить следующее.
- 1. Государство может участвовать в гражданском обороте как непосредственно (через систему органов государственной власти различного уровня), так и опосредованно (через специально созданные им государственные юридические лица в организационно-правовых формах, предусмотренных действующим законодательством, например: государственные унитарные предприятия и т.п.). В последнем случае через этих юридических лиц, косвенно, опосредованно в гражданском обороте участвует и государство, что регулируется положениями статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
- 2. Непосредственное участие государства во внутреннем гражданском обороте осуществляется путем вступления в оборот органов государственной власти, действующих при этом не как обособленные юридические лица, а как особые представители государства. То, что государство представлено органом, который является одновременно и юридическим лицом, не имеет значения для данных отношений, поскольку такой орган представляет государство в целом. Этот орган осуществляет необходимую деятельность от имени государства и в пределах компетенции, установленной актами, определяющими статус данного органа (пункты 1 и 2 статьи 125 ГК РФ).
- Непосредственное участие государства в гражданском обороте осуществляется не в частных интересах, а в целях наиболее эффективного отправления публичной власти. При этом особенности участия органов государственной власти в гражданских правоотношениях гражданским законодательством четко не регламентируется. Представляется, что в случае непосредственного участия государства в гражданском обороте имеют место специфические отношения представительства в силу закона, к которым должна применяться Глава 10 ГК РФ. При любых обстоятельствах государство может считаться участвующим в гражданском обороте непосредственно лишь тогда, когда в законодательстве содержится полномочие какого-либо органа государства совершить действие от имени государства.
- В связи с этим органы государственной власти федерального и регионального уровня, как представительные, так и исполнительные, не могут признаваться аффилированными лицами по смыслу части 14 статьи 4 Закона РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
- 3. Опосредованное участие государства в обороте осуществляется путем вступления в него созданных государством юридических лиц, принимающих обязанности и приобретающих права для себя, а не для государства.
- В подобных случаях государство может отвечать по долгам созданных им юридических лиц (пункт 5 статьи 115, пункт 2 статьи 120 ГК РФ). Одновременно государство продолжает оставаться собственником имущества, на базе которого оперируют созданные им юридические лица, совершающие сделки от своего имени. Наличие указанных признаков опосредованного участия государства в гражданском обороте позволяет говорить о том, что соответствующие юридические лица, созданные государством, способны оказывать влияние на деятельность других юридических (физических) лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, и, следовательно, признаваться аффилированными лицами.
- 4. Особенность государственного устройства Российской Федерации позволяет выделить в качестве участников гражданских правоотношений разнообразные государственные образования. Государство не выступает в качестве единого субъекта гражданских правоотношений, а характеризуется множественностью субъектов: Российская Федерация как целое; субъекты Российской Федерации - республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа; муниципальные образования. При этом государство (его субъекты, муниципальные образования) не признается юридическим лицом, в чем выражается публично-правовая сущность данного субъекта гражданского права.
- Несмотря на наличие указанной специфики правового положения, законодатель распространяет на государство нормы, которые определяют участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством (пункт 2 статьи 124 ГК РФ). Таким образом, государство приравнено к юридическому лицу, но не названо таковым.
- Тем не менее, государственные (публично-правовые) образования как участники гражданских правоотношений неспособны своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, а также создавать и исполнять обязанности. От имени государства (его субъектов) всегда действуют государственные органы, как являющиеся юридическими лицами, так и не признанные таковыми, представленные должностными лицами. Именно их сознание и воля позволяет действовать государству как субъекту права. Органы государственной власти федерального и регионального уровня соответственно от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями в рамках компетенции приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности, выступать в суде (пункт 1 статьи 125 ГК РФ).
- 5. Особыми участниками гражданского оборота выступают муниципальные образования. Они создаются по модели образований государственных, однако не входят в систему органов государственной власти (статья 12 Конституции Российской Федерации). От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять гражданские права и обязанности представительные и иные органы местного самоуправления. Учитывая близость принципов организации и деятельности государственных и муниципальных образований, следует рассматривать их как субъекты гражданского права, обладающие сходной спецификой участия в гражданском обороте. Следовательно, муниципальные образования также не могут признаваться аффилированными лицами, как и иные публично-правовые образования.
- А.Б.КАШЕВАРОВ