Письмо Минфина РФ от 16 марта 2010 года № 03-03-06/2/46
- Принято
- Министерством финансов Российской Федерации
- Вопрос: Статьей 4 Федерального закона от 27.12.2009 N 368-ФЗ приостановлено действие абз. 4 п. 1 ст. 269 НК РФ с 1 января по 30 июня 2010 г. включительно в отношении расходов в виде процентов по долговым обязательствам, возникшим до 1 ноября 2009 г.
- В период приостановления указанной нормы предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в два раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15 процентам - по долговым обязательствам в иностранной валюте.
- Долговое обязательство, возникшее до 1 ноября 2009 г., сохраняется с внесенными изменениями на более продолжительный срок в случае, если в действующий договор банковского вклада (депозита) стороны (банк и вкладчик) вносят изменения в отношении срока возврата денежных средств, увеличивая общий срок депозита.
- Например, по долговому обязательству (вклад привлечен в 2007 г. сроком до февраля 2010 г.) дополнительным соглашением в январе 2010 г. увеличивается его срок до 2012 г.
- Правомерно ли относить подобные долговые обязательства к категории возникших до 1 ноября 2009 г., с применением увеличенной в 2 раза ставки рефинансирования Банка России для целей исчисления предельной величины процентов, признаваемых расходом при исчислении налога на прибыль?
- Ответ:
- Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета для целей налогообложения прибыли расходов в виде процентов в период с 01.01.2010 по 30.06.2010 и сообщает следующее.
- В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 27.12.2009 N 368-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" приостановлено действие абз. 4 п. 1 ст. 269 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) с 1 января по 30 июня 2010 г. включительно в отношении расходов в виде процентов по долговым обязательствам, возникшим до 1 ноября 2009 г.
- Согласно п. 2 указанной статьи в период приостановления действия абз. 4 п. 1 ст. 269 Кодекса при отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам, выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в два раза, при оформлении долгового обязательства в рублях и равной 15 процентам - по долговым обязательствам в иностранной валюте.
- Таким образом, на период с 1 января по 30 июня 2010 г. включительно расходы в виде процентов по долговым обязательствам, возникшим до 1 ноября 2009 г., принимаются равными ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в два раза, при оформлении долгового обязательства в рублях.
- В случае если в действующий договор банковского вклада, оформленный до 1 ноября 2009 г., вносятся изменения по сроку возврата денежных средств, увеличивающие общий срок депозита, но при этом обязательство по сумме и по процентам остается неизменным, расход в виде предельной величины процентов принимается для целей налогообложения прибыли исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной в 2 раза, - при оформлении долгового обязательства в рублях.
- Одновременно сообщаем, что мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
- Заместитель директора
- Департамента налоговой
- и таможенно-тарифной политики
- С.В.РАЗГУЛИН
- 16.03.2010