О направлении информации
- Принято
- Центральным таможенным управлением
- Во исполнение пункта 6.2 плана мероприятий на 2010 год, направленного на повышение законности в подчиненных таможенных органах и недопущение повторных аналогичных нарушений, утвержденного начальником Управления 05.02.2010, службой федеральных таможенных доходов Управления проведен анализ типичных ошибок и нарушений, допускаемых таможенными органами при контроле таможенной стоимости перемещаемых товаров, как в ходе их таможенного оформления, так и после выпуска для внутреннего потребления.
- Проведенный анализ показал, что наиболее часто таможенными органами допускаются следующие нарушения:
- 1. Необоснованный отказ таможенного органа в принятии таможенной стоимости товара, определенной по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
- Данное нарушение выражается, в первую очередь, в отсутствии в таможенных документах формализованного в письменном виде и мотивированного обоснования непринятия метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами либо указании формальных обоснований его неприменения.
- Так, например, в гр. 7 ДТС-2 указываются следующие причины, по которым метод определения таможенной стоимости по стоимости сделки не может быть применен:
- данные, использованные декларантом при заявлении таможенной стоимости, не подтверждены документально либо не являются количественно определенными и достоверными;
- продажа товаров или их цена зависят от условий, влияние которых не может быть учтено;
- стоимость товара ниже имеющейся в таможенном органе ценовой информации.
- Поскольку основным методом определения таможенной стоимости является метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами и Закон Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон) содержит исчерпывающий перечень условий, исключающих его применение, таможенный орган обязан доказать наличие таких условий.
- Вместе с тем таможенные органы оформления в нарушение п. 14 Положения о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, утвержденного приказом ГТК России от 05.12.2003 N 1399 (далее - Положение о контроле таможенной стоимости), в обоснование принятого решения не указывают:
- выявленные при таможенном оформлении товара несоответствия и противоречия в представленных декларантом документах, не указывают доказательства недостоверности таких сведений, то есть их необоснованного расхождения с аналогичными сведениями в других документах, которые послужили основанием для отказа в рассмотрении этих документов в качестве подтверждающих таможенную стоимость и, следовательно, принятия решения о невозможности использования метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами, а также влияние каких именно условий не может быть учтено и в чем заключается такое влияние на стоимость сделки;
- различие стоимости сделки с ценовой информацией, содержащейся в других источниках, не относящейся непосредственно к указанной сделке, не может рассматриваться как наличие такого условия либо как доказательство недостоверности условий сделки и является лишь основанием для проведения проверочных мероприятий с целью выяснения этих обстоятельств, в том числе истребования у декларанта соответствующих документов и объяснений.
- Следует также учитывать, что в данных случаях необходима подробная аргументация невозможности определения таможенной стоимости по методу по стоимости сделки с ввозимыми товарами.
- 2. Определение таможенной стоимости с нарушением последовательности применения методов определения таможенной стоимости, а также отсутствие обоснования причин, в связи с которыми неприменимы все методы, предшествующие методу, по которому определена таможенная стоимость, начиная с метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами, либо указываются формальные признаки неприменения методов.
- Так, например, в графе 7 ДТС-2 указывается: отсутствие в таможенном органе необходимой ценовой информации для последовательного применения 2-5 методов определения таможенной стоимости. Ссылка на конкретные положения законодательных и (или) нормативных правовых актов, в соответствии с которыми применение методов ограничено, как правило, отсутствует, а также отсутствует документальное подтверждение данной информации.
- 3. Нарушение таможенным органом права декларанта доказать достоверность заявленной таможенной стоимости, что, как правило, является безусловным основанием признания решения о корректировке таможенной стоимости незаконным.
- Данное нарушение проявляется:
- в отсутствии подтверждения получения декларантом запроса таможенного органа о представлении дополнительных документов и сведений;
- в отсутствии документально зафиксированного отказа декларанта представить дополнительные документы;
- в направлении декларанту запроса о представлении дополнительных документов и сведений без учета обстоятельств и условий конкретной внешнеторговой сделки, без определения того, какие сведения, заявленные декларантом, вызывают сомнения таможенного органа и, следовательно, требуют уточнения или подтверждения.
- 4. Отказ в применении метода по стоимости сделки на основании несоответствия представленных декларантом документов, сопровождающих внешнеторговую сделку (контракта, спецификации к контракту, инвойса), со ссылкой на требования внутренних правовых актов таможенных органов, что не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
- 5. Использование для обоснования решения о корректировке таможенной стоимости контрольных уровней из профилей риска, контрольных показателей эффективности деятельности РТУ по таможенной стоимости отдельных товаров, доводимых ФТС России и РТУ, при этом грубейшим нарушением является использование данной информации в качестве основы для принятия решения о таможенной стоимости.
- 6. Использование таможенными органами в качестве основы для определения таможенной стоимости ценовой информации из Интернет-сайтов, индексов таможенной стоимости из баз данных таможенных органов КПС "Мониторинг-Анализ" в качестве основы для определения таможенной стоимости.
- Указанная ценовая информация может использоваться только для сравнительного анализа при контроле заявленной декларантом таможенной стоимости.
- 7. Наиболее часто таможенными органами допускаются следующие процедурные нарушения при принятии решения по таможенной стоимости:
- после получения от декларанта дополнительных документов и сведений или обоснования причин, по которым документы и сведения не могут быть представлены, таможенный орган в течение установленного таможенным законодательством срока не принимает решение по таможенной стоимости;
- установленный таможенными органами срок представления дополнительных документов явно недостаточен для их фактического представления;
- после принятия таможенным органом решения с проставлением отметки "ТС подлежит корректировке" декларанту не направляется уведомление о принятом решении с изложением всех обстоятельств неправомерности использования избранного декларантом метода определения таможенной стоимости и (или) неправомерного определения декларантом структуры заявленной таможенной стоимости и предложением декларанту произвести перерасчет таможенной стоимости и (или) определить ее с использованием другого метода, а также не направляются соответствующие копии листов бланков форм ДТС и КТС;
- отсутствуют сведения о проведении консультаций с декларантом по вопросу выбора метода определения таможенной стоимости или подтверждения факта отказа декларанта от консультаций.
- На основании изложенного прошу усилить контроль за действиями уполномоченных должностных лиц при принятии решений по таможенной стоимости перемещаемых товаров, обеспечить принятие таких решений в строгом соответствии с требованиями действующего таможенного законодательства Российской Федерации.
- Кроме того, необходимо в срок до 20.06.2010 организовать проведение семинаров по проблемным вопросам контроля таможенной стоимости, возникающим при осуществлении таможенного и ведомственного контроля, с должностными лицами таможенных постов и таможни, уполномоченными в соответствии со своими должностными обязанностями осуществлять контроль заявленной декларантами таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Российской Федерации, а также самостоятельно определять таможенную стоимость товаров в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
- Заместитель начальника Управления -
- начальник службы федеральных
- таможенных доходов
- майор таможенной службы
- П.А. Стрельников