» » » Письмо Минфина РФ и ФНС от 20 августа 2010 года № ШС-20-3

Письмо Минфина РФ и ФНС от 20 августа 2010 года № ШС-20-3


Российская Федерация
Письмо Минфина РФ и ФНС от 20 августа 2010 года № ШС-20-3/1192
Принято
Министерством финансов Российской Федерации,
Федеральной налоговой службой России
  1. Вопрос: О порядке налогообложения налогом на прибыль организаций и НДС средств, получаемых территориальными органами Росреестра за предоставление в пользование материалов и данных Федерального картографо-геодезического фонда.
  2. Ответ:
  3. Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо о порядке налогообложения налогом на прибыль организаций и налогом на добавленную стоимость средств, получаемых территориальными органами Росреестра за предоставление в пользование материалов и данных Федерального картографо-геодезического фонда, и сообщает следующее.
  4. Положение о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Положение) утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457.
  5. На основании п. п. 1 и 4 Положения Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, а также подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
  6. В соответствии с п. 5.2.10 Положения Росреестр осуществляет, в частности, такие полномочия в установленной сфере деятельности, как создание и ведение в пределах своей компетенции Федерального и территориальных картографо-геодезических фондов Российской Федерации.
  7. При этом согласно п. 11 Положения Росреестр является юридическим лицом.
  8. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2000 N 669 утверждено Положение о Федеральном картографо-геодезическом фонде (далее - Положение о Фонде), регламентирующее вопросы создания и ведения указанного Фонда, находящегося в ведении Росреестра (п. 4 Положения о Фонде).
  9. Согласно п. 6 Положения о Фонде организации, находящиеся в ведении Федерального агентства геодезии и картографии, осуществляют по его поручению ведение Фонда (далее - организации-фондодержатели), хранят и предоставляют в пользование материалы и данные Фонда по закрепленной за ними территории.
  10. Указом Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 Федеральное агентство геодезии и картографии упразднено, его функции переданы Росреестру.
  11. Материалы и данные Фонда предоставляются организациями-фондодержателями пользователям на договорной основе, за пользование ими взимается плата (ст. 9 Федерального закона от 26.12.1995 N 209-ФЗ "О геодезии и картографии", п. п. 14 и 15 Положения о Фонде).
  12. К числу организаций-фондодержателей относятся также и территориальные органы (Управления) Росреестра, которые предоставляют в пользование материалы и данные указанного Фонда (п. 14 Приложения к Приказу Минэкономразвития России от 05.10.2009 N 395).
  13. Перечень материалов и данных, включаемых в состав Фонда, приведен в Приложении к Положению о Фонде, а размер платы за предоставление в пользование конкретных материалов и данных Фонда определен в Приложении к Приказу Роскартографии от 30.08.2007 N 104-пр.
  14. Учитывая изложенное, Росреестр является юридическим лицом и, следовательно, признается плательщиком налога на прибыль организаций, а также налога на добавленную стоимость в соответствии с гл. 21 и 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). При этом, являясь бюджетным учреждением, Росреестр, в соответствии с законодательно предоставленным ему правом, оказывает платные услуги (то есть осуществляет коммерческую деятельность) через свои территориальные органы.
  15. 1. Налог на прибыль организаций.
  16. В целях гл. 25 Кодекса доходы, не учитываемые при определении налоговой базы налогоплательщиков, определены ст. 251 Кодекса, их перечень является исчерпывающим.
  17. Средства, полученные бюджетными учреждениями за оказание платных услуг, не отнесены Кодексом к доходам, не учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
  18. В соответствии с п. 1 ст. 321.1 Кодекса налогоплательщики - бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также получающие доходы от иных источников, в целях налогообложения обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в качестве целевого финансирования и за счет иных источников.
  19. В целях налогообложения прибыли иными источниками - доходами от коммерческой деятельности - признаются доходы бюджетных учреждений, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы. В данном случае это доходы от предоставления пользователям за плату материалов и данных Фонда.
  20. Таким образом, доходы, полученные Росреестром от оказания платных услуг по предоставлению пользователям за плату материалов и данных Фонда, признаются выручкой от реализации услуг. Следовательно, эти доходы учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в порядке, установленном Кодексом.
  21. 2. Налог на добавленную стоимость.
  22. Операции, признаваемые и не признаваемые объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость, перечислены в п. п. 1 и 2 ст. 146 Кодекса.
  23. Объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость на основании п. 1 ст. 146 Кодекса признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передача имущественных прав.
  24. Подпунктом 4 п. 2 данной статьи предусмотрено, что не признается объектом налогообложения выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, при выполнении возложенных на них функций в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления.
  25. При применении данной нормы необходимо единовременное выполнение следующих условий:
  26. - работы (услуги) должны быть выполнены (оказаны) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  27. - обязательность выполнения этих работ (услуг) должна быть установлена федеральным законодательством или законодательством субъектов Российской Федерации, либо актами органов местного самоуправления;
  28. - на указанные органы должны быть возложены исключительные полномочия в установленной сфере деятельности.
  29. В рассматриваемом случае необходимо отметить, что в силу положений ст. 9 Федерального закона "О геодезии и картографии", Положения о Фонде материалы и данные, включаемые в состав Фонда, могут предоставляться на платной основе как территориальными органами (Управлениями) Росреестра, входящими в систему органов государственной власти, так и другими организациями-фондодержателями, не входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, например, ФГУП "Центральный ордена "Знак почета" Научно-исследовательский институт геодезии, аэросъемки и картографии им. Ф.Н. Красовского", ФГУП "Государственный научно-исследовательский и производственный центр "Природа", ФГУП "Центральный картографо-геодезический фонд" (перечень материалов и данных Фонда, предоставляемых в пользование этими организациями, утвержден Приказами Роскартографии от 13.06.2007 N N 82-пр, 83-пр, 84-пр соответственно).
  30. В том случае если территориальные органы Росреестра выполняют работы (оказывают услуги) по предоставлению пользователям материалов и данных Фонда, аналогичные работам (услугам), выполняемым (оказываемым) организациями-фондодержателями, то правовых оснований для непризнания объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость работ (услуг), выполняемых (оказываемых) территориальными органами Росреестра по предоставлению в пользование материалов и данных Фонда, не имеется, в связи с чем положение пп. 4 п. 2 ст. 146 Кодекса в отношении этих операций на территориальные органы Росреестра не распространяется. В связи с этим данные операции по предоставлению территориальными органами Росреестра материалов и данных Фонда на основании пп. 1 п. 1 ст. 146 Кодекса признаются объектом налогообложения и подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость с применением налоговой ставки в размере 18 процентов в общеустановленном порядке.
  31. Действительный государственный советник РФ 2 класса
  32. С.Н.Шульгин
  33. 20.08.2010

Предыдущая новость - О государственной поддержке малого и среднего предпринимательства

Следующая новость - Письмо Росавиации от 03 августа 2010 года № 4.01-317