Письмо Минфина РФ от 05 августа 2010 года № 03-11-06/2/123
- Принято
- Министерством финансов Российской Федерации
- Вопрос:
- Постановлением администрации области предусмотрено выделение денежных средств организациям потребительской кооперации на возмещение части затрат на приобретение основных средств, необходимых для закупки, переработки и сбыта сельскохозяйственной продукции, включая транспортные средства, технологическое и холодильное оборудование, а также затрат на покупку и установку оборудования для штрихкодирования, подготовку, фасовку и упаковку продовольственной продукции и размещение рекламы производимой продовольственной продукции. Предоставляемая финансовая поддержка носит целевой характер. Главным распорядителем бюджетных средств выступает Министерство сельского хозяйства и продовольствия области.
- Пунктом 2 ст. 251 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления, в том числе целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. К указанным целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение им уставной деятельности в соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 251 НК РФ относятся также суммы финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций.
- В ст. 78 Бюджетного кодекса РФ указано, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Кроме того, в соответствии со ст. 78.1 БК РФ некоммерческие организации также могут быть получателями субсидий из бюджета, в случае если это предусмотрено нормативно-правовыми актами Правительства РФ, высшего исполнительного органа власти субъекта РФ, местной администрации.
- Организации потребительской кооперации, согласно ст. 116 Гражданского кодекса РФ, являются некоммерческими организациями. Статьей 4 Закона РФ от 19.06.1992 N 3085-1 предусмотрено, что потребительское общество создается за счет вступительных и паевых взносов, осуществляет торговую, заготовительную, производственную, посредническую и иные виды деятельности. В ст. 9 данного Закона указано, что устав потребительского общества должен содержать предмет и цели деятельности потребительского общества.
- Подпадают ли субсидии, полученные организациями потребительской кооперации, а также хозяйственными обществами, единственными учредителями которых выступают потребительские общества и их союзы, осуществляющие свою деятельность в соответствии с Законом РФ от 19.06.1992 N 3085-1 в рамках постановления администрации области, на возмещение произведенных затрат, под понятие "целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности", определенное ст. 251 НК РФ в целях исчисления налога на прибыль, если указанные затраты связаны с уставной деятельностью данных организаций: торговой, заготовительной, производственной, посреднической и др.?
- Каков порядок налогообложения субсидий в зависимости от применяемого указанными организациями режима налогообложения: УСН или в виде уплаты ЕНВД? Распространяются ли положения п. 2 ст. 251 НК РФ на организации, применяющие УСН или уплачивающие ЕНВД?
- Ответ:
- Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке налогообложения субсидий, получаемых из бюджета на компенсацию произведенных затрат, и сообщает следующее.
- В соответствии с п. п. 1 и 1.1 ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 Кодекса, внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 Кодекса, и не учитывают, в частности, доходы, указанные в ст. 251 Кодекса.
- Перечень средств, признаваемых средствами целевого финансирования и целевыми поступлениями, в ст. 251 Кодекса установлен пп. 14 п. 1 и п. 2.
- Согласно пп. 14 п. 1 ст. 251 Кодекса при формировании налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.
- При этом к средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или федеральными законами, в частности, в виде бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетным учреждениям, а также в виде субсидий автономным учреждениям.
- В соответствии с п. 2 ст. 251 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций также не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров).
- К ним относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.
- Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ получателями бюджетных средств (получателями средств соответствующего бюджета) могут являться органы государственной власти (государственные органы), органы управления государственным внебюджетным фондом, органы местного самоуправления, органы местной администрации, находящиеся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетные учреждения, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета.
- Бюджетное учреждение - это государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы (документа, устанавливающего в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств бюджетного учреждения).
- Доходы организаций, не соответствующие перечню средств и критериям целевого финансирования (целевых поступлений), применяемым в целях Кодекса, учитываются в целях налогообложения прибыли в порядке, установленном гл. 25 Кодекса.
- Таким образом, денежные средства в виде субсидий, полученные организациями (кроме автономных учреждений) из бюджета в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, признаются доходом в целях применения упрощенной системы налогообложения и налога на прибыль организаций и подлежат налогообложению в порядке, установленном, соответственно, гл. 26.2 и 25 Кодекса.
- В части вопроса о порядке налогообложения вышеуказанных сумм субсидий в случае, если их получателем является организация, применяющая систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, следует иметь в виду следующее.
- В соответствии с п. 1 ст. 346.26 Кодекса система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается Кодексом, вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных районов, городских округов, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и применяется наряду с общей системой налогообложения и иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности.
- Согласно п. 4 ст. 346.26 Кодекса уплата организациями единого налога на вмененный доход предусматривает освобождение в том числе от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход).
- Статьей 247 Кодекса установлено, что прибылью для российских организаций в целях гл. 25 Кодекса признаются полученные доходы, уменьшенные на величину расходов, которые определяются в соответствии с названной главой Кодекса.
- Пунктом 1 ст. 248 Кодекса установлено, что к доходам в целях гл. 25 Кодекса относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав (далее - доходы от реализации) и внереализационные доходы.
- Статьей 69 Бюджетного кодекса РФ предусмотрены бюджетные ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
- Согласно п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
- Полученные из бюджета бюджетные ассигнования в виде субсидий на возмещение недополученных доходов в связи с реализацией товаров, выполнением работ или оказанием услуг по ценам, регулируемым государственными или муниципальными органами власти, осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход, облагаться налогами в рамках иных режимов налогообложения, в том числе в рамках упрощенной системы налогообложения, не должны.
- В то же время субсидии, выделяемые из бюджетов разного уровня налогоплательщикам единого налога на вмененный доход на цели, не связанные с возмещением недополученных доходов в связи с реализацией товаров, выполнением работ или оказанием услуг по ценам, регулируемым государственными или муниципальными органами власти, подлежат включению в состав внереализационных доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с положениями гл. 25 или 26.2 Кодекса, если иное не предусмотрено Кодексом.
- Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики
- С.В.Разгулин
- 05.08.2010