» » » Письмо Минздравсоцразвития РФ от 12 августа 2010 года № 2622-19

Письмо Минздравсоцразвития РФ от 12 августа 2010 года № 2622-19


Российская Федерация
Письмо Минздравсоцразвития РФ от 12 августа 2010 года № 2622-19
Принято
Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации
  1. Вопрос: О начислении страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на кооперативные выплаты, на выплаты к праздникам и юбилейным датам, на подарки и выплаты процентов работнику-заимодавцу; а также о снижении тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды для организаций потребительской кооперации.
  2. Ответ:
  3. Департамент развития социального страхования <...> по вопросам начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды на различные выплаты сообщает.
  4. Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые организациями в пользу физических лиц, в частности, по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 212-ФЗ).
  5. О кооперативных выплатах.
  6. В соответствии со ст. 24 Закона от 19.06.1992 N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" доходы потребительского общества, полученные от его предпринимательской деятельности, после внесения обязательных платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации направляются в фонды потребительского общества для осуществления, в частности, кооперативных выплат. Размер кооперативных выплат, определяемый общим собранием потребительского общества, не должен превышать 20 процентов от доходов потребительского общества.
  7. Статьей 11 Закона от 19.06.1992 N 3085-1 определено, что пайщики потребительского общества имеют право получать кооперативные выплаты в соответствии с решением общего собрания потребительского общества. В связи с тем что кооперативные выплаты учредителям общества (в том числе являющимся пайщиками) производятся не на основании трудовых или гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а на основании решения общего собрания участников потребительского общества, такие вознаграждения не являются объектом обложения страховыми взносами.
  8. Также не облагаются страховыми взносами на основании ч. 1 ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ данные выплаты, производимые учредителям общества, являющимся работниками организации.
  9. Таким образом, для целей исчисления страховых взносов следует разграничивать выплаты, связанные с исполнением физическими лицами своих трудовых обязанностей, от выплат, связанных с получением доли, прибыли (дохода) потребительского общества.
  10. О выплатах к праздникам и юбилейным датам.
  11. Выплаты в той или иной форме в связи с праздничными и юбилейными датами, производимые организацией в пользу физических лиц, с которыми не заключены трудовые и гражданско-правовые договоры на выполнение работ, оказание услуг, страховыми взносами не облагаются в соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ.
  12. Вознаграждения в связи с праздничными и юбилейными датами, выплачиваемые работникам организации, признаются объектом обложения страховыми взносами как выплаты, производимые в рамках трудовых отношений.
  13. При этом положения Федерального закона N 212-ФЗ не увязывают возникновение объекта обложения страховыми взносами с учетом организацией выплат в пользу работников в целях налогообложения прибыли.
  14. О подарках и выплатах процентов работнику-заимодавцу.
  15. Частью 3 ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ определено, что не относятся к объекту обложения страховыми взносами выплаты и иные вознаграждения, производимые, в частности, в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права).
  16. Согласно п. 1 ст. 572 Гражданского кодекса РФ (далее - Гражданский кодекс) по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
  17. Договор дарения в соответствии с гражданским законодательством относится к договорам, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (ст. 574 Гражданского кодекса).
  18. Порядок заключения договоров дарения определен ст. 574 гл. 32 "Дарение" Гражданского кодекса.
  19. Таким образом, в случае передачи подарка работнику по договору дарения у организации объекта обложения страховыми взносами на основании ч. 3 ст. 7 Федерального закона N 212-ФЗ не возникает. Согласно ст. 807 Гражданского кодекса по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.
  20. Таким образом, получаемые работником проценты по договору займа с работодателем не признаются объектом обложения страховыми взносами.
  21. О снижении тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды для организаций потребительской кооперации.
  22. Проводимая реформа пенсионной системы и системы социального и медицинского страхования определила переход от налогового к страховому принципу формирования доходов пенсионной системы и системы социального и медицинского страхования, то есть замена ЕСН страховыми взносами - это смена механизма для формирования фондов начисления различных социальных выплат и пенсий.
  23. При этом следует учитывать, что страховые взносы - это платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, назначением которых является обеспечение права гражданина на получение страхового обеспечения по обязательному пенсионному, социальному и медицинскому страхованию.
  24. Размер выплат будущей пенсии напрямую зависит от суммы учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
  25. На размер пособий на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством влияет тариф страховых взносов, зачисляемых в Фонд социального страхования РФ и фонды обязательного медицинского страхования.
  26. Снижение тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды без одновременного изменения объема финансируемых обязательств приведет к дефициту бюджетов государственных внебюджетных фондов и будет противоречить страховым принципам системы.
  27. В связи с изложенным вопрос о снижении тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды для организаций потребительской кооперации, по нашему мнению, должен решаться исходя из возможностей финансирования выпадающих доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов.
  28. Заместитель директора департамента Министерства здравоохранения и социального развития РФ
  29. Л.А.Котова
  30. 12.08.2010

Предыдущая новость - Письмо Минфина РФ от 05 августа 2010 года № 03-11-06

Следующая новость - Письмо Минфина РФ от 23 августа 2010 года № 03-01-15