О проверках правильности исчисления и уплаты пенсионных взносов за период до 2010 года
- Принято
- Пенсионным фондом Российской Федерации,
Федеральной налоговой службой России
- Федеральная налоговая служба и Пенсионный фонд Российской Федерации в целях осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование сообщают следующее.
- В соответствии со статьей 3 и главой 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), статьей 27 Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 213-ФЗ) с 1 января 2010 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
- Вместе с тем, учитывая положения статьи 38 Федерального закона N 213-ФЗ, а также позицию Министерства финансов Российской Федерации, изложенную в письме от 21.12.2009 N 03-04-07-02/20, налоговые органы, осуществляя свою обязанность по проведению мероприятий налогового контроля, связанного с исчислением и уплатой единого социального налога, в отношений налоговых периодов, истекших до 1 января 2010 года, должны проверять правильность применения налогового вычета, которая заключается в контроле исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
- При этом согласно письму Минфина России от 14.07.2008 N 12-07-07/2733 налоговым органам не предоставлены полномочия по принятию решений о привлечении страхователей к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации либо об отказе в привлечении к ответственности за нарушение указанного законодательства по результатам рассмотрения материалов проверок. Указанная позиция основана на Определении Высшего Арбитражного Суда Российской федерации от 04.03.2008 N 2206/08.
- Таким образом, территориальные налоговые органы после осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, проводимого в форме камеральных и выездных проверок за отчетные периоды до 2010 года, и выявления задолженности по плательщикам страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, должны передавать соответствующему территориальному органу ПФР сведения о суммах указанной задолженности, а также документы, подтверждающие ее наличие, для вынесения территориальным органом ПФР решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании, в котором должны быть отражены суммы доначисленных налоговым органом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также пени и штрафы.
- Передаче территориальным органам ПФР подлежат акты (выписки из актов) проверок и иные документы, подтверждающие наличие задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
- ФНС России поручает территориальным налоговым органам передавать территориальным органам ПФР акты камеральных проверок, выписки из актов выездных (повторных выездных) налоговых проверок и иные необходимые материалы проверок, проводимых по вопросам контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, не позднее 2-х рабочих дней, следующих за днем подписания акта проверки лицами, проводившими соответствующую проверку.
- Выписка из акта выездной (повторной выездной) налоговой проверки должна состоять из вводной части акта, описательной и итоговой частей акта только в части проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с копией листов акта с подписями лиц, проводивших проверку, подписью руководителя организации (физического лица) (их представителя), а также с подписью должностного лица территориального органа, свидетельствующей о получении экземпляра акта и дате его получения (если акт проверки был вручен налогоплательщику до направления выписки из акта проверки органу ПФР), или с записью об отказе лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, подписать акт выездной (повторной выездной) налоговой проверки. Выписка из акта выездной (повторной выездной) налоговой проверки должна быть заверена руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, составившего выписку.
- К выписке из акта выездной (повторной выездной) налоговой проверки должны быть приложены соответствующие данной выписке материалы проверки, относящиеся к контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также копия почтовой квитанции в случае направления акта проверки налогоплательщику по почте заказным письмом с уведомлением.
- При направлении налогоплательщику акта проверки по почте материалы проверки, относящиеся к контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляются налоговым органом в территориальный орган ПФР, не дожидаясь поступления почтового уведомления о получении налогоплательщиком указанного акта проверки.
- При вручении акта выездной (повторной выездной) налоговой проверки лицу, в отношении которого проводилась проверка, налоговые органы информируют налогоплательщика о том, что он, в качестве страхователя, вправе представить возражения в части акта выездной (повторной выездной) налоговой проверки, касающейся проверки исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в соответствующий территориальный орган ПФР в течение 15 дней со дня вручения (направления) ему акта выездной (повторной выездной) налоговой проверки.
- В случае поступления в налоговый орган возражений страхователя по актам проверок, касающихся исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, поступившие от страхователя материалы направляются в адрес соответствующего территориального органа ПФР не позднее 2-х рабочих дней, следующих за днем их получения.
- Обращаем внимание, что все материалы проверок, проводимых в части контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, передаются налоговым органом соответствующему территориальному органу ПФР, осуществившему регистрацию данного плательщика страховых взносов в качестве страхователя.
- Акт проверки (выписка из акта проверки) и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства об обязательном пенсионном страховании, а также представленные проверяемым плательщиком страховых взносов (его представителем) письменные возражения по указанному акту рассматриваются руководителем (заместителем руководителя) территориального органа ПФР, и по ним принимается решение о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании. По запросу территориальных органов ПФР налоговые органы могут участвовать вместе с территориальными органами ПФР в рассмотрении материалов проверок.
- Копия решения о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за нарушение законодательства об обязательном пенсионном страховании, принятого территориальным органом ПФР и заверенного руководителем (заместителем руководителя) территориального органа ПФР, передается территориальному налоговому органу не позднее 2-х рабочих дней с даты его вступления в силу. В аналогичном порядке передаются также решения после обжалования их в вышестоящем органе ПФР.
- Налоговый орган не позднее 2-х рабочих дней с даты вступления в силу решения о привлечении (об отказе в привлечении) налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения по результатам рассмотрения материалов выездной (повторной выездной) налоговой проверки по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты ЕСН направляет в территориальный орган ПФР выписку из решения в части изменения (при наличии) налоговой базы для исчисления ЕСН. По запросу налоговых органов территориальные органы ПФР могут участвовать вместе с налоговыми органами в рассмотрении материалов проверок по вопросу правильности исчисления и своевременности уплаты ЕСН.
- Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации и отделениям ПФР довести настоящее письмо до сведения нижестоящих органов, налогоплательщиков и плательщиков страховых взносов.
- Руководитель ФНС России
- М.В.МИШУСТИН
- Председатель ПФР
- А.В.ДРОЗДОВ