» » » Письмо от 12 января 2010 года / Костромская область

- Распоряжения, приказы, законы администрации Костромской области -

Письмо от 12 января 2010 года / Костромская область


Костромская область
Письмо от 12 января 2010 года
Принято
Костромским районным судом (Костромская область)
  1. Костромской районный суд Костромской области в составе:
  2. председательствующего судьи Добровольской Т.В.,
  3. при секретаре Толстиковой Е.А.,
  4. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Воронцова М. В. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Костромской области о понуждении заключения договора купли-продажи земельного участка на условиях, предложенных в протоколе разногласий,
  5. Установил:

  6. Воронцов М.В. является арендатором находящегося в федеральной собственности земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м под кадастровым номером №, расположенного примерно в <данные изъяты> км по направлению на северо-восток от ориентира <адрес>, предоставленного по договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ.
  7. На данном земельном участке находятся принадлежащие ему на праве собственности объекты недвижимости: <данные изъяты>
  8. Воронцов М.В. обратился в суд с иском к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Костромской области о понуждении заключения договора купли-продажи земельного участка на условиях, предложенных в протоколе разногласий. Свои требования обосновывая тем, что ДД.ММ.ГГГГ Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Костромской области ему направлен проект договора купли-продажи земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, на котором расположены объекты недвижимого имущества, приобретенные в собственность гражданами и юридическими лицами, с предложением направить подписанный им договор в адрес Территориального управления в случае отсутствия разногласий. ДД.ММ.ГГГГ им в адрес Территориального управления был направлен подписанный проект договора с протоколом разногласий по п.п.2.1, 2.5 договора. В процессе рассмотрения разногласий, сторонами соглашения не достигнуто. Истцом была предложена следующая редакция п.2.1 договора: цена участка составляет <данные изъяты> рубля. Ответчик настаивает на подписании договора в его редакции, то есть на приобретении земельного участка, на котором им возведены объекты недвижимости по цене <данные изъяты> рублей. С условиями, предложенными ответчиком он не согласен по следующим основаниям. Первоначально с заявлением о выкупе земельного участка, на котором им возведены объекты недвижимости, в Территориальное управление он обратился ДД.ММ.ГГГГ с приложением документов, перечисленных в описи документов, прилагаемых к заявлению на выкуп земельного участка, выданных ему в Территориальном управлении. Письмом руководителя Территориального управления № от ДД.ММ.ГГГГ ему предложено представить дополнительно кадастровый паспорт на земельный участок и документы, подтверждающие его право собственности на объекты недвижимости еще не введенные в эксплуатацию. ДД.ММ.ГГГГ данное требование было исполнено и им были предоставлены в Территориальное управление к поданной заявке на выкуп земельного участка все необходимые документы в точном соответствии с «Перечнем документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения», утвержденным Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ от 30.10.2007 года №370. В соответствии с п.6 ст.36 Земельного кодекса РФ в месячный срок со дня поступления указанного в п.5 настоящей статьи заявления, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 настоящего Кодекса принимают Решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных вп.1 ст.20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или органы местного самоуправления, предусмотренные ст.29 настоящего Кодекса, осуществляют подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заместителю с предложением о заключении соответствующего договора. Таким образом, Территориальное управление в соответствии с требованиями закона обязано было принять Решение о продаже земельного участка в срок до ДД.ММ.ГГГГ. На эту дату кадастровая стоимость земельного участка составляла <данные изъяты> рублей, а выкупная его стоимость соответственно <данные изъяты> рубля. Именно по этой цене и должен был быть продан ему земельный участок. Вместо принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности, подготовки проекта договора купли-продажи земельного участка и направления его ему для подписания в установленный законом срок, Территориальное управление направило ему письмо № от ДД.ММ.ГГГГ с требованием о предоставлении дополнительных документов. Исходя из положений п.5 ст.36 Кодекса РФ данное требование ответчика нельзя признать законным, так как перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, установленный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений является исчерпывающим. Исполнительные органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем. В результате длительной переписки с ответчиком, Территориальным управлением было издано распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении в собственность за плату гражданину Российской Федерации Воронцову М.В. земельного участка с местоположением: участок находится примерно в <данные изъяты> км по направлению на северо-восток от ориентира <адрес>, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, с кадастровым номером № в порядке приватизации». Однако к моменту издания указанного распоряжения кадастровая стоимость земельного участка увеличилась до <данные изъяты> рублей, а выкупная его цена составила <данные изъяты> рублей. По этой цене ему и предложено выкупить земельный участок, согласно п.п.2.1 и 2.5 направленного ему проекта договора. Между тем, при соблюдении ответчиком требований закона, Решение им о предоставлении ему земельного участка на праве собственности по его заявлению должно быть принято не позднее ДД.ММ.ГГГГ, а выкупная цена земельного участка при этом не может быть более <данные изъяты> рублей. Просит понудить Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Костромской области к заключению договора купли-продажи земельного участка на условиях, предложенных в протоколе разногласий.
  9. В судебном заседании истец Воронцов М.В. поддержал заявленные требования, полностью подтвердил указанные обстоятельства, указав, что просит, чтобы земельный участок, находящийся в аренде и на котором расположены объекты его собственности, был продан ему по цене <данные изъяты> рубля. Считает, что заявка с документами, необходимыми для продажи земельного участка, были сданы в Территориальное управление вовремя ДД.ММ.ГГГГ. На рассмотрение заявки им давался один месяц по закону в соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ, но они затянули ее рассмотрение до ДД.ММ.ГГГГ, и сейчас готовы продать ему этот участок по высокой цене, с которой он не согласен. Кадастровая стоимость на тот момент была <данные изъяты> рублей.
  10. Представитель истца Воронцова М.В. - по доверенности Воронцов Н.В. в судебном заседании исковые требования Воронцова М.В. поддержал в полном объеме. Пояснив, что в соответствии с п. 6 ст. 36 ЗК РФ органам исполнительной власти и местного самоуправления отведено два месяца на разРешение заявки о выкупе земельного участка: один месяц для принятия решения и один месяц после принятия решения для подготовки проекта договора и направления его заявителю. Воронцов М.В. первый раз подал заявку ДД.ММ.ГГГГ. Заявка подается по установленному Территориальным управлением образцу, вместе с которым выдается опись документов, прилагаемых к заявке. Эта опись висит на стенде. В описи указаны не все те документы, которые требует орган исполнительной власти. По получении заявки вместо того, чтобы сразу предупредить заявителя, что не все документы им предоставлены, ему только через месяц было направлено письмо, чтобы он дополнил документы. ДД.ММ.ГГГГ он предоставил недостающие документы. И начались необоснованные причины отказа. Одна из них - то, что необходимо было предоставить 5 экземпляров кадастрового паспорта. Время дотянули до того, что цена на этот земельный участок изменилась и, изменились условия выкупа. Раньше кадастровая стоимость составляла <данные изъяты> рублей, а выкупная цена - <данные изъяты> рубля, теперь ответчик настаивает на подписании договора о приобретении земельного участка по цене <данные изъяты> рублей, так как его кадастровая стоимость теперь уже изменилась. Не согласен с тем, что Территориальное управление не может само решать вопрос о заключении договоров купли-продажи. Положение о Территориальном управлении Росимущества было разработано Федеральным агентством по управлению государственным имуществом, и оно было разослано по всем субъектам РФ. В печать оно не попало. Территориальное управление было само вправе решать вопрос о продаже земельного участка, в соответствии с положением от 05.02.2005 года. В п. 6 содержится компетенция территориального отдела по распоряжению земельными участками. Затем был приказ Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 25.07.2008 года, согласно которому на основании п. 1.1.6 территориальное управление осуществляет продажу земельных участков. Воронцов М.В. обращался неоднократно в территориальное управление, но ему там отвечали, что порядок не разработан и территориальное управление не имеет право само заключать договор продажи. Ему сказали, что необходимо проведение экспертизы в Федеральном агентстве, чтобы продать земельный участок. Но уже с ДД.ММ.ГГГГ территориальное управление имело право заключать договор. С ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ Территориальное управление Росимущества по Костромской области обязано было в соответствии с п. 6 ст. 36 ЗК РФ вынести Решение о продаже земельного участка, а в течение следующего месяца должно было подготовить проект договора и направить его заявителю. На тот момент кадастровая стоимость земельного участка была не такой, какая сейчас, и стоимость участка составляла <данные изъяты> рубля. В Приказе Минэкономразвития от 30.10.2007 года № 370 содержится перечень документов, необходимых для подачи заявления. На ДД.ММ.ГГГГ Воронцов М.В. передал в территориальное управление все документы вместе с заявкой. Кадастровая выписка о земельном участке также была представлена, что подтверждается сопроводительным письмом к заявлению от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ, руководствуясь приказом, Воронцов М.В. представил не выписку из кадастрового дела, а кадастровый паспорт в 5 экземплярах к заявке, а представители Территориального управления говорят, что не было представлено кадастрового паспорта в 5 экземплярах. С ДД.ММ.ГГГГ у Территориального управления возникла обязанность подготовить проект договора. Руководитель Территориального управления Росимущества по Костромской области К. отправила документы на экспертизу в Росимущество, документы были возвращены. Территориальный орган должен был принять Решение в течение месяца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Территориальное управление произвело расчет цены земельного участка, которая составила <данные изъяты> рублей. По существу вопрос был разрешен в ДД.ММ.ГГГГ все предусмотренные документы представлены. С ДД.ММ.ГГГГ больше ничего не требовали. С ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ он обращался в Территориальное управление. Сказали, чтобы ждал экспертизу. Когда поступило письмо из Росимущества в Территориальное управление, Воронцову М.В. сказали, что ему надо изменить разрешенное землепользование. Для заключения договора купли-продажи не имеет значения разрешенное землепользование. В ДД.ММ.ГГГГ года Воронцов М.В. получил письмо от ДД.ММ.ГГГГ. Даты принятия решений Территориальным управлением и даты получения Воронцовым М.В. не совпадают. Письмо Территориального управления Росимущества по КО от ДД.ММ.ГГГГ №: отправлено ДД.ММ.ГГГГ, получено ДД.ММ.ГГГГ. Письмо Территориального управления Росимущества по КО от ДД.ММ.ГГГГ №: отправлено ДД.ММ.ГГГГ, получено ДД.ММ.ГГГГ. После получения письма от ДД.ММ.ГГГГ № ДД.ММ.ГГГГ Воронцов М.В. обратился в администрацию, администрация поменяла разрешенное землепользование. ДД.ММ.ГГГГ он отправил письмо в Территориальное управление. ДД.ММ.ГГГГ ему ответили письмом, что ничего не получается. С него снова требовали кадастровый паспорт в 5 экземплярах, что законом не предусмотрено. В письме было написано, что необходимо внести исправления в свидетельство на право собственности о разрешенном землепользовании. Говорили о внесении изменений в договор аренды. Получил это письмо Воронцов М.В. ДД.ММ.ГГГГ. Тогда он уже написал письмо с просьбой разобраться в ситуации ДД.ММ.ГГГГ вручил его лично в руки К. но она ему ничего не смогла пояснить. Ему ответили в тот же день, что Воронцову М.В. необходимо им написать письмо о внесении изменений в договор аренды в связи с изменением разрешенного землепользования. Они внесли изменения, зарегистрировали договор в УФРС по <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ издано распоряжение о внесении изменений в договор аренды. После этого издали распоряжение ДД.ММ.ГГГГ о продаже земельного участка и указали цену земельного участка на момент издания распоряжения. Договор аренды не имеет значение для приватизации земельного участка. В начале возражений ответчик указывает, что в абз. 2 п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ если иное не установлено исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. Это единственное основание, которое является основанием для подачи заявления о выкупе земельного участка. В п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ указано, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков. Здесь таких случаев нет. Выкупная стоимость земельного участка - <данные изъяты> рубля. Эта стоимость определена Территориальным управлением Росимущества в Костромской области в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В ДД.ММ.ГГГГ эта стоимость возросла в 5 раз. На испрашиваемом земельном участке находятся <данные изъяты>. На <данные изъяты> имеется свидетельство о праве собственности с ДД.ММ.ГГГГ. На два другие объекта право собственности зарегистрировано в ДД.ММ.ГГГГ года после введения их в эксплуатацию в ДД.ММ.ГГГГ. Эти документы они сразу же предоставили в Территориальное управление Росимущества в Костромской области. В ст. 20 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» указаны лица, имеющие право на обращения с заявлениями о кадастровом учете. Есть такое понятие в законе как информативное взаимодействие, что означает, что все государственные органы обязаны сообщать в кадастр о всех изменениях, которые происходят. А в данном случае письмом от ДД.ММ.ГГГГ от Воронцова М.В. потребовали изменения разрешенного использования. В ДД.ММ.ГГГГ Воронцову М.В. было выдано разРешение о вводе в эксплуатацию. Государственный орган, принимая это Решение, должен был уведомить кадастр об изменении разрешенного использования земельного участка. Также, первоначально письмом от ДД.ММ.ГГГГ Территориальное управление Росимущества в Костромской области требует от Воронцова М.В. предоставить кадастровый паспорт, хотя он был предоставлен. Так вот они требовали предоставить паспорт в 5 экземплярах, а также документы о праве собственности на строящиеся объекты. Не согласен с представителем ответчика, что в соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ его доверитель в ДД.ММ.ГГГГ имел право только на приватизацию части земельного участка, находящегося под объектом собственности. Земельный участок был выделен Решением от ДД.ММ.ГГГГ. В решении указан размер земельного участка. Межевое дело было изготовлено на весь земельный участок. В кадастре был изготовлен паспорт земельного участка. Значит, этот участок при совершении сделки может рассматриваться только в целом. То, что на земельном участке объекты незавершенного строительства, это не является препятствием в выкупе земельного участка.
  11. Представитель ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Костромской области Назаров М.Б. в судебном заседании исковые требования не признал. И пояснил, что у них не было и нет полномочий по продаже земельных участков. Они только орган, который принимает заявку с приложенными документами, потом они рассматривают эту заявку и направляют ее с документами в Росимущество. Общаются с заявителями только письмами. Они только после согласия собственника заключают договор. Экспертизу документов проводит только Росимущество. Это написано в Положении, где прописаны их права. Также они руководствуются Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом № 202 от 25.07.2008 года (п. 1.1.6). Территориальное управление руководствовалось Положением: в п. 6 указано, что Территориальное управление Росимущества по Костромской области принимает Решение о предоставлении земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, приобретенные в собственность гражданами и юридическими лицами из федеральной собственности в установленном порядке. Также есть Приказ ФА по управлению государственным имуществом от 25.07.2008 года № 202, где сказано, что земельные участки могут предоставляться территориальным управлением по поручению Росимущества. Все заявки направлялись в адрес Федерального агентства. Документы Воронцова М.В. они направили в Росимущество, так как Территориальное управление не обладает самим правом предоставления земельного участка. Данный пакет документов с заявкой был направлен в Росимущество ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с ним Росимущество ответило, что Территориальное управление может осуществлять продажу земельного участка, что перечень документов, прилагаемых к документу должен соответствовать перечню. Федеральное агентство в отношении заявки Воронцова М.В. прислало обратно данный пакет документов, указав, что указанным приказом ФА территориальному управлению права делегированы. А ДД.ММ.ГГГГ вступила в силу новая ставка кадастровой стоимости земельных участков. С ДД.ММ.ГГГГ в расчет должна быть принята стоимость, указанная в Постановлении Администрации Костромской области № 393-а от 28.10.2008 года, вступившем в законную силу в декабре 2008 года. Их право было реализовать по ценам, когда вступило в законную силу новое Постановление. В соответствии с Постановлением Администрации Костромской области № 242-а от 22.12.2007 года в расчете предусмотрена кадастровая стоимость. Кадастровую стоимость умножают на ставку земельного налога и умножают на коэффициент кратности. ДД.ММ.ГГГГ Росимущество указало, что территориальные управления осуществляют продажу земельных участков по стоимости на дату принятия решения о продаже. Воронцов М.В. обратился в Росимущество в порядке ст. 36 ЗК РФ. Согласно этой статье, лица, обладающие земельным участком, имеют право на приобретение земельного участка. Данный земельный участок был передан муниципальному органу власти как неразграниченный участок. На момент подачи заявления, Воронцов М.В. не обладал правом покупки этого земельного участка. В ст. 36 ЗК РФ, ст. 3.1 Закона о введении в действие ЗК РФ, где говорится о лицах, у которых оформлено право. На момент обращения Воронцов М.В. не имел в собственности двух зарегистрированных объектов недвижимости, а только один. Воронцов М.В. подал заявку на весь земельный участок, на котором находятся объект собственности и два объекта, не введенные в эксплуатацию и не находящиеся в его собственности. Первоначально Воронцов М.В. предоставил свидетельство на один объект имущества, а их на самом деле три. В соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ Воронцов М.В. имеет право только на земельный участок, на котором объект права собственности находится. Правительство установило перечень документов, которые необходимо предоставить. Все написано в Приказе. Должны были представлены свидетельства о государственной регистрации на все объекты недвижимости. Право выкупа земельного участка возникает только на земельный участок под объектом собственности. Требование предоставить к ДД.ММ.ГГГГ еще кадастровый паспорт в 5 экземпляра основано было на том, что Воронцов М.В. просил предоставить земельный участок под строительство, а в свидетельстве уже указано строение. А также пояснили, что отсутствуют документы, подтверждающие право собственности на другие объекты недвижимости. После предоставления Воронцовым М.В. документов, в том числе документов, подтверждающих право собственности на два других объекта недвижимости, территориальное управление выяснило, что представленные документы не соответствуют использованию земельного участка. После внесения соответствующих изменений территориальное управление зарегистрировало право собственности и приняло Решение о продаже земельного участка Воронцову М.В. Ни о каком бездействии, считает, речи здесь идти не может. Их вины здесь нет. До ДД.ММ.ГГГГ они имели полномочия по заключению договоров. Срок принятия решения по заявке Воронцова М.В. был до ДД.ММ.ГГГГ. Они действовали в соответствии с приказом об осуществлении ими полномочий. Появился этот приказ № 202 до 17.08.2008 года, и они начали им руководствоваться. Они должны передавать документы, представленные вместе с заявкой, на правовую экспертизу в Росимущество. Направили документы Воронцова М.В. на правовую экспертизу ДД.ММ.ГГГГ. Почему это сделали только в ДД.ММ.ГГГГ, ответить не может. Если ничего территориальным управлением не предпринималось, значит документы, представленные Воронцовым М.В., не соответствовали требованиям. Воронцов М.В. не представил кадастровый паспорт. Он его представил, но позже, датирован 14 октября. В июле он представил, видимо, какой-то другой документ. Для них не существенно то, что Воронцов М.В. должен был представить 5 кадастровых паспортов, как написано в их письме. В Роснедвижимости выдают столько экземпляров кадастрового паспорта, сколько указывают в заявлении. ДД.ММ.ГГГГ Воронцов М.В. представил им эту информацию, которой не хватало. Договор, подтверждающий предоставление права пользования земельным участком, это договор аренды. Договор аренды был заключен сроком до ДД.ММ.ГГГГ. Воронцову М.В. было предложено заключить дополнительное соглашение № к данному договору, оно датировано ДД.ММ.ГГГГ, которое пролонгирует действие договора аренды. Это дополнительное соглашение требовало государственной регистрации. Она была произведена только ДД.ММ.ГГГГ год. Скорее всего, этим вопросом должен был заниматься сам Воронцов М.В. Почему до ДД.ММ.ГГГГ Территориальное управление не довело до Воронцова М.В., что у него не продлен договор аренды, сказать не может. Дальше они предложили Воронцову М.В. изменить вид разрешенного землепользования. Сразу не отправили его изменять вид разрешенного землепользования, поскольку они еще не провели правую экспертизу. ДД.ММ.ГГГГ документы были направлены в Росимущество. Договор аренды был пролонгирован, но его не зарегистрировали. Чтобы не терять времени, они направили документы в Росимущество. ДД.ММ.ГГГГ Росимущество им сообщило, что они наделены таким правом. Они стали заниматься правовой экспертизой. Письмо от ДД.ММ.ГГГГ гола направили Воронцову М.В. в ДД.ММ.ГГГГ, так как были новогодние праздники. Потом был изменено целевое использование. Целевое назначение отражается в кадастровом паспорте. Изменения в кадастровый паспорт может вносить любое лицо.После предоставления им документа с изменением разрешенного землепользования, ДД.ММ.ГГГГ они дали ответ. У них есть месяц на рассмотрение обращений граждан. ДД.ММ.ГГГГ заключено дополнительное соглашение №. Только ДД.ММ.ГГГГ все документы приведены в соответствие с требованиями закона. Заявку в Росимущество они отправили с новым, но незарегистрированным договором аренды. Цена земельного участка зависит от вида разрешенного землепользования. Они обязали Воронцова М.В. вносить изменения в кадастровый паспорт, поскольку таков порядок. В соответствии с Постановлением губернатора от вида разрешенного землепользования зависит цена. Они согласны заключить договор купли-продажи, но не согласны только с ценой, которую предлагает истец. Действительно выкупная стоимость данного земельного участка в ДД.ММ.ГГГГ году была <данные изъяты> рубля, а в ДД.ММ.ГГГГ году как указано в договоре купли-продажи. После получения из Росимущества ответа, чтобы они заключали договор сами, они бы его заключили, если бы все документы Воронцова были в порядке. Для того, чтобы заключить договор купли-продажи в ДД.ММ.ГГГГ, должен быть договор аренды в том виде, в котором он должен действовать, то есть разрешенное использование земельного участка должно быть соответствующее. От разрешенного использования зависит цена земельного участка. Существенно бы отличилась цена земельного участка в зависимости от целевого использования земель, ответить не может. Считает, что был их отказ - сам факт, то что они Воронцову М.В. не направили договор аренды, а письмо. Бездействие органа - тоже отказ.
  12. Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
  13. Пункт 1 ст. 28 ЗК РФ предписывает предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду за плату.
  14. В силу п. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
  15. изъятия земельных участков из оборота;
  16. установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
  17. резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
  18. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
  19. Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
  20. При этом закон предусматривает исключительное право на приватизацию земельных участков для собственников (и владеющих на законных основаниях) зданий, строений, сооружений, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и устанавливает порядок предоставления.
  21. В соответствии п. 1 ст. 36 ЗК РФ - граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
  22. Статья 36 ЗК РФ также предусматривает порядок приобретения прав на земельный участок. Согласно которому: - Граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
  23. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем. ( п. 5 )
  24. Далее, согласно п. 6 ст. 36 ЗК РФ в месячный срок со дня поступления указанного в п. 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, принимает Решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п. 1 ст. 20 ЗК РФ, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 ЗК РФ, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
  25. Порядок и условия заключения договора регулируются главой 28 Гражданского Кодекса РФ.
  26. В соответствии со ст. 432 ГК РФ - Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
  27. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
  28. 1. Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной.
  29. Статья 445 ГК РФ, предусматривающая заключение договора в обязательном порядке, предписывает, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
  30. Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
  31. 2. В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
  32. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.
  33. 3. Правила о сроках, предусмотренные пунктами 1 и 2 настоящей статьи, применяются, если другие сроки не установлены законом, иными правовыми актами или не согласованы сторонами.
  34. 4. Если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
  35. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от заключения договора, должна возместить другой стороне причиненные этим убытки.
  36. Согласно ст. 446 ГК РФ - В случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с Решением суда.
  37. Конкретно Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находиться в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, указываемый в абзаце втором п.5 с.36 ЗК РФ утвержден Приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 года N 370. Согласно которому: к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения (далее - Заявление), прилагаются следующие документы:
  38. 1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
  39. 2) копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц);
  40. 3) копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с Заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);
  41. 4) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке);
  42. 5) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 4 настоящего Перечня, к Заявлению прилагается мотивированный отказ в предоставлении информации, выданный в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с отсутствием права на приобретаемый земельный участок, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
  43. 6) кадастровый паспорт земельного участка; (п.6 в ред. Приказа Минэкономразвития РФ от 20.07.2009 N 282).
  44. 7) копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.
  45. Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Комитетом имущественных и земельных отношений администрации <адрес> и Воронцовым М.В. был заключен договор аренды земельного участка общей площадью <данные изъяты> кв.м, кадастровый №, расположенного примерно в <данные изъяты> км по левой стороне <адрес>, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, <адрес>, под строительство <данные изъяты>. Срок действия договора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
  46. Согласно дополнительному соглашению от ДД.ММ.ГГГГ к договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, срок действия договора устанавливается с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
  47. В связи с государственной регистрацией права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м,, категория земель: земли поселений, целевое назначение: под строительство <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, в <данные изъяты> км по левой стороне <адрес>, состоявшейся ДД.ММ.ГГГГ (о чем суду представлено свидетельство о государственной регистрации права № от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ было заключено соглашение №, по которому Комитет имущественных и земельных отношений администрации Костромского муниципального района передал Российской Федерации в лице Территориального управления Росимущества по Костромской области права и обязанности арендодателя по договору аренды земельного участка с кадастровым номером № от ДД.ММ.ГГГГ №.
  48. Согласно дополнительному соглашению № от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменения в договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, договор считать заключенным до ДД.ММ.ГГГГ.
  49. На предоставленном в аренду земельном участке Воронцовым М.В. были возведены и зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним объекты недвижимости.
  50. Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ № № Воронцову М.В. на праве собственности принадлежит <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., инв. №, № <данные изъяты>, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес> в <данные изъяты> км по левой стороне <адрес> (запись о регистрации №).
  51. Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> запись о регистрации № Воронцову М.В. на праве собственности принадлежит <данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> кв.м., инв. №, расположенная по адресу: <адрес>, <адрес>, <данные изъяты> км (запись о регистрации №).
  52. Согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности от ДД.ММ.ГГГГ № № Воронцову М.В. на праве собственности принадлежит <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., инв. № расположенная по адресу: <адрес>, <данные изъяты> км (запись о регистрации №).
  53. Таким образом, Воронцову М.В., как собственнику объектов недвижимости в силу прямого указания закона принадлежит исключительное право на приватизацию земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации.
  54. Данное право за Воронцовым М.В. ответчиком признавалось и признается, о чем впоследствии территориальным управлением Росимущества в Костромской области было принято соответствующее Решение.
  55. Таковое право у Воронцова М.В. возникло с момента государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости.
  56. Первоначально Воронцовым М.В. ДД.ММ.ГГГГ в Территориальное управление Росимущества по Костромской области была подана заявка на приватизацию земельного участка, находящегося в государственной собственности, площадью <данные изъяты> га, кадастровый номер №, расположенный примерно в <данные изъяты> км по направлению на северо-восток от ориентира <адрес>, расположенный за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, на котором расположен объект недвижимости, принадлежащий Воронцову М.В. на праве собственности. Категория земельного участка и основное целевое назначение: земли населенных пунктов. Воронцов М.В. пользуется земельным участком на основании договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ и дополнительного соглашения к нему б/н от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ.
  57. И были представлены документы:
  58. - Договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ;
  59. - Дополнительное соглашение к договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ;
  60. - Дополнительное соглашение к договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ №;
  61. - Кадастровая выписка о земельном участке;
  62. - Свидетельство о государственной регистрации права собственности на <данные изъяты>
  63. - Паспорт Воронцова М.В.
  64. ДД.ММ.ГГГГ Воронцовым М.В. в Территориальное управление Росимущества по Костромской области для приобщения к заявке на выкуп земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ были направлены следующие документы:
  65. - Акт на выбор земельного участка под строительство <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ;
  66. - РазРешение на строительство № от ДД.ММ.ГГГГ;
  67. - Постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении в аренду земельного участка;
  68. - Копия землеустроительного дела по межеванию земельного участка;
  69. - Кадастровый паспорт № от ДД.ММ.ГГГГ.
  70. ДД.ММ.ГГГГ Территориальным управлением Росимущества по Костромской области Воронцову М.В. в связи с его обращением была направлена выписка из реестра федерального имущества на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, примерно в <данные изъяты> км по левой стороне от <адрес>.
  71. ДД.ММ.ГГГГ Территориальным управлением Росимущества по Костромской области Воронцову М.В. была возвращена заявка для формирования документов в соответствии с действующим законодательством. Поскольку документы, представленные в заявке не соответствуют перечню документов, утвержденному Приказом Минэкономразвития от 30.10.2007 года №370, а именно:
  72. -не приложен кадастровый паспорт (в 5 экземплярах) на земельный участок;
  73. -отсутствуют документы, подтверждающие право собственности Воронцова М.В. на оставшиеся объекты недвижимого имущества, расположенные на земельном участке.
  74. Действительно на момент первоначальной подачи заявки ДД.ММ.ГГГГ за Воронцовым М.В. на праве собственности был зарегистрирован только один из трех находящихся на земельном участке объектов недвижимости - <данные изъяты>, общей площадью <данные изъяты> кв.м.
  75. Представляется небесспорным разРешение вопроса о предоставление всего арендуемого земельного участка в собственность, который был предоставлен под строительство <данные изъяты>, а зарегистрировано право собственности на один объект - <данные изъяты>
  76. Статья 36 ЗК РФ, на которую обе стороны ссылаются в обоснование своих требований и возражений, предусматривает предоставление гражданину в аренду или в собственность земельных участков, на которых расположены принадлежащие гражданину здания, строения, сооружения, при этом не оговаривает, что строго под объектом недвижимости. Земельные участки предоставляются с соблюдением требований ЗК (сформированные земельные участки, стоящие на кадастровом учете) с учетом необходимости их обслуживания, подъезда и т.д.
  77. Когда же земельный участок уже был предоставлен гражданину в аренду, и он впоследствии в связи с регистрацией права собственности на объект недвижимости реализует свое право на приватизацию земельного участка, Решение вопроса о продаже земельного участка или отказе должно решаться в каждом конкретном случае с учетом всех имеющихся обстоятельств.
  78. В данном случае Воронцовым М.В. было зарегистрировано право собственности на <данные изъяты> общей площадью <данные изъяты> кв.м., два других объекта недвижимости площадью: <данные изъяты> - <данные изъяты> кв.м, <данные изъяты> - <данные изъяты> кв.м. А испрашиваемый им земельный участок <данные изъяты> кв.м.
  79. При таких обстоятельствах, когда право собственности на наибольший по площади объект недвижимости зарегистрировано, как таковое право собственности Воронцова М.В. на два других объект недвижимости никем не оспаривается (хотя объекты незавершенные строительством и не дают безусловного права на приватизацию), с учетом небольшого размера испрашиваемого земельного участка, суд полагает возможным положительным Решение данного вопроса.
  80. К такому выводу суд приходит также исходя из действий самого Территориального управления Росимущества по Костромской области, не отказавшего в продаже земельного участка.
  81. Пункт 6 статьи 36 ЗК РФ безусловно обязывает исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления принять Решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или на праве постоянного (бессрочного) пользования. А далее в месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду осуществить подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направить его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
  82. Поскольку согласно указанных положений и общих требований к заключению договора на исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК, возложена обязанность принять Решение о предоставлении земельного участка, и иного не указано, исходя из смысла п.6 ст.36 ЗК, в ином случае на орган государственной власти или орган местного самоуправления возлагается обязанность по принятию мотивированного решения об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка. Что ответчик признает и указывает в письменных возражениях на предъявленные требования.
  83. Согласно имеющимся доказательствам по делу, приведенным выше, на ДД.ММ.ГГГГ Воронцовым М.В. были представлены все документы, указные в Перечне документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 года N 370.
  84. Соответственно, у Территориального управления имелись все основания для принятии решения.
  85. И именно, из-за того, что испрашиваемый земельный участок не разграничен, и при указываемых обстоятельствах возможны были различные решения, Территориальное управление было обязано принять Решение о предоставлении земельного участка, либо (согласно указываемых ими мотивов об отсутствии права) об отказе в предоставлении.
  86. Такового решения принято не было.
  87. Территориальное управление Росимущества по Костромской области просто письмом от ДД.ММ.ГГГГ вернуло Воронцову М.В. заявку (без приложенных тем ранее документов) «для формирования документов».
  88. Данные действия Территориального управления суд расценивает, как бездействие ответчика, не соответствующее п. 6 ст. 36 ЗК РФ, и полагает, что возврат заявителю заявки, является уклонением от принятия в установленный ст. 36 Земельного кодекса РФ срок решения о предоставлении в собственность Воронцову М.В. земельного участка, на котором находятся принадлежащие ему на праве собственности здания.
  89. Более того, на момент первоначально поданной Воронцовым М.В. заявки и еще в течение месяца до издания приказа Федерального агентства по управлению государственным имуществом №202, по мнению ответчика не дающего Управлению полномочий на продажу земельных участков, действовало положение о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по <адрес>, утвержденное приказом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 01.02.2005 года №37, прямо предусматривающее полномочия Территориального управления по продаже находящихся в федеральной собственности земельных участков, расположенных на территории <адрес> области.
  90. И суд находит, что с учетом того, что истцу отказано не было, а все документы были им представлены, то до ДД.ММ.ГГГГ ему должен был быть направлен договор купли-продажи, где соответственно была бы указана выкупная цена земельного участка, действовавшая в ДД.ММ.ГГГГ.
  91. Далее, Воронцов М.В., не отказавшийся от приватизации земельного участка, выполнял все требования Территориального управления, и добросовестно выполнял обязанности арендодателя.
  92. ДД.ММ.ГГГГ Воронцовым М.В. в Территориальное управление Росимущества по Костромской области направлено обращение с просьбой продлить срок действия договора аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.
  93. На данное обращение ДД.ММ.ГГГГ Территориальным управлением Росимущества по Костромской области Воронцову М.В. было направлено распоряжение ТУ Росимущество по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №», где определен срок договора по ДД.ММ.ГГГГ и проект дополнительного соглашения № о внесении изменений в договор аренды земельного участка.
  94. ДД.ММ.ГГГГ Воронцовым М.В. в Территориальное управление Росимущества по Костромской области было возвращено подписанное им соглашение № без даты к договору № от ДД.ММ.ГГГГ в количестве 3 штук, с просьбой подписать его, скрепить печатью и выслать в его адрес для дальнейшей регистрации в УФРС по <адрес>.
  95. ДД.ММ.ГГГГ Воронцовым М.В. в Территориальное управление Росимущества по Костромской области была повторно подана заявка на приватизацию вышеуказанного земельного участка, находящегося в государственной собственности, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие Воронцову М.В. на праве собственности: <данные изъяты>
  96. Воронцовым М.В. было указано, что к ранее представленным им в ДД.ММ.ГГГГ года документам и приложены дополнительно документы:
  97. - Кадастровый паспорт № от ДД.ММ.ГГГГ в 5 экземплярах;.
  98. - Копия свидетельства о государственной регистрации права собственности на <данные изъяты>;
  99. - Копия свидетельства о государственной регистрации права собственности на <данные изъяты>
  100. - Копия выписки из реестра федерального имущества № от ДД.ММ.ГГГГ.
  101. Путем простого сравнения представленных Воронцовым М.В. документов видно, что все необходимые документы, указанные в Перечне документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденном Приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 года N 370, истцом были представлены.
  102. Поскольку, (даже если исходить из позиции ответчика) одно из оснований, указываемых ответчиком как препятствие в предоставлении в ДД.ММ.ГГГГ года, как отсутствие зарегистрированного права собственности на все объекты недвижимости, расположенные на земельном участке, отпало, то с данной даты в течение месяца должно было быть принято Решение о предоставлении земельного участка и крайним сроком направления проекта договора купли-продажи земельного участка является ДД.ММ.ГГГГ. И договор должен был быть заключен даже если исходить из даты повторного обращения по ценам, действовавшим в ДД.ММ.ГГГГ
  103. Однако, этого сделано не было.
  104. ДД.ММ.ГГГГ Территориальным управлением Росимущества по Костромской области руководителю Федерального агентства по управлению государственным имуществом без проведения правовой экспертизы и, судя по всему, без анализа представленных документов, была направлена заявка Воронцова М.В. на приватизацию находящегося в федеральной собственности земельного участка с приложенными копиями с документов согласно приказу Министерства экономического развития и торговли РФ от 30.10.2007 года №370 для принятия соответствующего решения.
  105. Несмотря на истекающие сроки для принятии решения и подготовки проекта договора, установленные законом, Территориальное управление Росимущества по Костромской области, принявшее заявку Воронцова М.В. в течение двух месяцев не предпринимало никаких мер решения данного вопроса ни самостоятельно, ни интересуясь Решением данного вопроса в Федеральном агентстве по Управлению государственным имуществом.
  106. ДД.ММ.ГГГГ Федеральным агентством по управлению государственным имуществом руководителю Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по <адрес> был направлен комплект документов покупателя для проведения анализа этих документов и заключения договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №
  107. Вновь, несмотря на то, что установленные законом сроки уже истекли, но еще возможно в оставшиеся в ДД.ММ.ГГГГ дни решить вопрос о заключении договора купли-продажи Территориальное управление систематически предлагает представить те или иные документы, в том числе не предусмотренные перечнем и выдвигая требования, не установленные законом для решения вопроса о приватизации земельного участка в порядке ст.36 ЗК РФ, когда все документы уже были представлены.
  108. Так, ДД.ММ.ГГГГ Территориальным управлением Росимущества по Костромской области в адрес Воронцова М.В. было направлено письмо с указанием того, что в связи с отсутствием установленного Росимуществом порядка по продаже земельных участков, Территориальным управлением ДД.ММ.ГГГГ заявка Воронцова М.В. с приложенным пакетом документов направлена для экспертизы и принятия решения в Росимущество. По результатам экспертизы Росимуществом принято положительное Решение. Вместе с тем, для заключения договора купли-продажи необходимо изменить разрешенное использование данного земельного участка, так как расположенные на данном участке объекты недвижимости введены в эксплуатацию. В связи с вышеизложенным, в целях изменения разрешенного использования вышеуказанного земельного участка Воронцову М.В. необходимо обратиться в администрацию Костромского муниципального района <адрес>.
  109. В соответствии с Постановлением администрации Костромского муниципального района №75 от 29.01.2009 года в Постановление главы местного самоуправления Костромского района «О предоставлении в аренду земельного участка» от 16.12.2005 года №776 внесены следующие изменения: в пункте 1: добавить слова «с кадастровым номером №», слова «под строительство <данные изъяты>» заменить словами «для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания».
  110. Разрешенное землепользование было изменено. В кадастровом паспорте земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ с номером №, указано разрешенное землепользование: для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
  111. ДД.ММ.ГГГГ Воронцовым М.В. в Территориальное управление Росимущества по Костромской области были направлены требуемые документы в дополнение к имеющимся в управлении Росимущества по Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ.
  112. ДД.ММ.ГГГГ Территориальным управлением Росимущества по Костромской области Воронцову М.В. было направлено письмо с просьбой предоставить оригинал кадастрового паспорта земельного участка в 3-х экземплярах и оригинал или копию постановления администрации Костромского муниципального района от 29.01.2009 года, обращение на имя руководителя «О внесении изменений в договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №».
  113. ДД.ММ.ГГГГ Воронцовым М.В. было получено сообщение из Территориального управления Росимущества по Костромской области о рассмотрении обращения от ДД.ММ.ГГГГ, где указано, что для издания распорядительного акта о предоставлении спорного земельного участка в собственность, Воронцову М.В. необходимо предоставить оригинал кадастрового паспорта земельного участка. Кроме того, необходимо внести изменения в свидетельство о государственной регистрации права собственности РФ на данные земельный участок в части разрешенного использования земельного участка. Для чего необходимо предоставить оригинал кадастрового паспорта земельного участка или надлежащим образом заверенную копию постановления администрации Костромского муниципального района от 29.01.2009 года №75 «О внесении изменений в Постановление главы местного самоуправления Костромского района «О предоставлении в аренду земельного участка Воронцову М.В.». Для внесения изменений в договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ Воронцову необходимо предоставить обращение на имя руководителя «О внесении изменений в договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №» и оригинал кадастрового паспорта земельного участка.
  114. ДД.ММ.ГГГГ Воронцовым М.В. в Территориальное управление Росимущества по Костромской области были направлены возражения на письмо от ДД.ММ.ГГГГ, где он указывает, что требования, изложенные в письме, не основаны на законе и противоречат письму Минэкономразвития РФ от 02.06.2008 года №ДО8-1593. Просит подготовить проект договора купли-продажи земельного участка и направить ему в 10-ти дневный срок со дня получения данного письма, в противном случае он будет вынужден обратиться за защитой своих нарушенных прав в суд.
  115. В ответ на данные возражения Территориальным управлением Росимущества по Костромской области в адрес Воронцова М.В. было направлено письмо с указанием того, что для подготовки распорядительного акта и проекта договора купли-продажи вышеуказанного земельного участка необходимо предоставить:
  116. -оригинал кадастрового паспорта земельного участка в 5 экземплярах;
  117. -оригинал или надлежащим образом заверенную копию постановления администрации Костромского муниципального района от 29.01.2009 года №75 «О внесении изменений в Постановление главы местного самоуправления Костромского района «О предоставлении в аренду земельного участка» от 16.12.2005 года №776 Воронцову М.В.»;
  118. -обращение на имя руководителя Территориального управления «О внесении изменений в договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №».
  119. Также указано, что после предоставления в адрес Территориального управления вышеуказанных документов, соответствующий распорядительный акт и проект договора купли-продажи данного земельного участка, будут направлены в адрес Воронцова М.В. незамедлительно.
  120. ДД.ММ.ГГГГ Воронцовым М.В. в Территориальное управления Росимущества по Костромской области было направлено обращение с просьбой внести изменения в договор аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с изменением разрешенного землепользования.
  121. ДД.ММ.ГГГГ Территориальным управлением Росимущества по Костромской области Воронцову М.В. было направлено дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ № о внесении изменений в договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № для осуществления его государственной регистрации. Согласно п.1.2.3 Соглашения разрешенное использование земельного участка: для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания. В соответствии с п.3 Соглашения Воронцову М.В. необходимо в месячный срок осуществить его государственную регистрацию и представить один экземпляр зарегистрированного соглашения в адрес Территориального управления.
  122. Распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ Территориального управления Росимущества по Костромской области были внесены изменения в договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенный с Воронцовым М.В., определено разрешенное землепользование: для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
  123. Распоряжением № от ДД.ММ.ГГГГ Территориального управления Росимущества по Костромской области Воронцову М.В. предоставлен в собственность за плату в размере <данные изъяты> рублей, согласно расчету выкупной цены земельного участка.
  124. ДД.ММ.ГГГГ Территориальным управлением Росимущества по Костромской области в адрес Воронцова М.В. были направлены распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ и на подписание проект договора купли-продажи земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, на котором расположены объекты недвижимого имущества, где кадастровая стоимость земельного участка указана <данные изъяты> рублей, а выкупная цена данного земельного участка составляет <данные изъяты> рублей.
  125. ДД.ММ.ГГГГ Воронцовым М.В. в Территориальное управление Росимущества по Костромской области было направлено письмо с указанием того, что он не согласен с выкупной ценой, предложенной Терртиториальным управлением в проекте договора, а также направлены договор купли-продажи земельного участка и протокол разногласий от ДД.ММ.ГГГГ к проекту договора купли-продажи земельного участка, находящегося в собственности РФ, где кадастровая стоимость земельного участка составляет <данные изъяты> рублей, а выкупная стоимость земельного участка составляет <данные изъяты> рубля.
  126. ДД.ММ.ГГГГ Территориальным управлением Росимущества по Костромской области в адрес Воронцова М.В., в соответствии с поручением Росимущества от 31.03.2009 года №ПП-10/7346 «О предоставлении информации» при продаже земельного участка, находящегося в федеральной собственности, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности Воронцову М.В., направлено письмо, где указано, что стоимость такого участка определяется на дату принятия решения о его продаже, был возвращен протокол разногласий к проекту договора без подписания.
  127. Также в письме указано, что в связи с реорганизацией в форме преобразования Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Костромской области в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Костромской области был повторно направлен проект договора на земельный участок для подписания в двухнедельный срок с момента его получения. В противном случае распоряжение Территориального управления от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении в собственность за плату гражданину РФ Воронцову М.В. земельного участка в порядке приватизации» будет отменено как неисполненное.
  128. В связи с неподписанием Договора купли-продажи в установленный срок ДД.ММ.ГГГГ Территориальное управление Росимущества в Костромской области направило в адрес Воронцова М.В. распоряжение Территориального управления Росимущества в Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отмене распоряжения Территориального управления Росимущества в Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении в собственность за плату гражданину РФ Воронцову М.В. земельного участка, с местоположением: участок находится примерно в <данные изъяты> км по направлению на северо-восток от ориентира <адрес>, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>, с кадастровым номером № в порядке приватизации».
  129. Из указанного видно, что в течении года со дня подачи заявки на приватизацию земельного участка Воронцов М.В. не мог реализовать гарантированное ему законом исключительное право на приватизацию земельного участка, на котором расположены принадлежащие ему на праве собственности объекты недвижимости (введенные в эксплуатацию здания).
  130. Требование многочисленных вышеуказанных документов при выкупе земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения ни Земельным кодексом РФ, ни иными федеральными законами РФ не предусмотрено.
  131. Напротив, законодатель не связывает предоставление земельного участка, ни с разрешенным землепользованием, ни с внесением изменений в договор аренды, ни с обращением об изменении договора аренды.
  132. Суд находит, что действия ответчика, испрашивающего с Воронцова М.В. дополнительные документы, когда все необходимые документы были представлены, а также бездействие по решению вопроса о предоставлении земельного участка и направлении проекта договора незаконными, поскольку при этом нарушаются права Воронцова М.В. на приватизацию земельного участка, на котором расположены принадлежащие заявителю здания.
  133. Испрашиваемый Воронцовым М.В. земельный участок, на котором расположены здания, находящиеся у него в собственности, не является изъятым или ограниченным в обороте, право собственности РФ на земельный участок зарегистрировано, земельный участок стоит на кадастровом учете, в связи с чем судом также установлено, что бездействие ответчика в предоставлении участка в собственность заявителя является незаконным и необоснованным.
  134. При разрешении вопроса о том, на какой момент определяется выкупная цена земельного участка при его приватизации собственником расположенного на нем строения, здания, сооружения, принимается во внимание необходимость обеспечить гарантии определенности прав лиц, имеющих право на выкуп земельных участков, и исключить для них негативные последствия возрастания выкупной цены земельного участка до принятия управомоченным органом решения о продаже земельного участка и направлению проекта договора купли-продажи (п. 6 ст. 36 ЗК РФ).
  135. Находя, что ответственность за нарушение срока принятия решения о предоставлении земельного участка лежит на Управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Костромской области, суд приходит к выводу о правомерности требований истца о расчете выкупной стоимости испрашиваемого земельного участка по цене на ДД.ММ.ГГГГ.
  136. С учетом изложенного, поскольку факт бездействия, выразившийся в уклонении от принятия в установленный ст. 36 ЗК РФ срок решения о предоставлении в собственность и неправомерных действий ответчика по требованию дополнительных документов судом установлен, исковые требования Воронцова М.В. об обязании Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Костромской области заключить с Воронцовым М. В. договор купли-продажи земельного участка общей площадью <данные изъяты> квадратных метра с кадастровым номером №, расположенного в <данные изъяты> км по направлению на северо-восток от ориентира <адрес>, расположенного за пределами участка, адрес ориентира <адрес> на условиях указанных им в протоколе разногласий, то есть по выкупной цене, действовавшей в ДД.ММ.ГГГГ году, то есть за <данные изъяты> рубля, подлежат удовлетворению.
  137. Выкупная цена указного земельного участка по ценам ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> рубля ответчиком подтверждается.
  138. А потому, на основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд,
  139. Решил:

  140. Исковые требования Воронцова М. В. к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Костромской области удовлетворить.
  141. Обязать Территориальное Управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Костромской области заключить с Воронцовым М. В. договор купли-продажи земельного участка общей площадью <данные изъяты> квадратных метра из земель населенных пунктов с кадастровым номером № с местоположением примерно в <данные изъяты> км по направлению на северо-восток от ориентира <адрес>, расположенного за пределами участка, адрес ориентира <адрес> по цене и на условиях, действовавших на момент подачи заявки на приватизацию земельного участка в ДД.ММ.ГГГГ году, то есть по цене <данные изъяты> рубля.
  142. Решение может быть обжаловано в 10-дневный срок в Костромской областной суд через районный суд.
  143. Судья: Добровольская Т.В.

Предыдущая новость - Письмо от 12 февраля 2010 года / Костромская область

Следующая новость - Письмо от 12 февраля 2010 года / Костромская область