Решение Костромского УФАС России от 19 декабря 2011 года
- Принято
- Управлением Федеральной антимонопольной службы по Костромской области
- Дата оглашения решения: 07.12.2011 г.
- Дата изготовления решения: 19.12.2011 г.
- Комиссия управления Федеральной антимонопольной службы по Костромской области по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:
- Заместителя председателя Комиссии — Ниденс В.А., заместитель руководителя управления — начальник отдела,
- члены Комиссии:
- Дмитриева Т.А. - начальник отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов и рекламы; Баданова И.Н. - главный государственный инспектор отдела антимонопольного контроля хозяйствующих субъектов и рекламы,
- рассмотрев материалы дела № 07-72/991 по признакам нарушения ООО «Лидер-компани» (156019, г. Кострома, ул. Локомотивная, 2 в) ч. 7 ст. 5, ст. 9 Федерального закона от 13.06.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе), в присутствии представителя Репиной А.Н. (доверенность от 01.09.2011 г.),
-
Установила:
- На основании приказа Костромского УФАС России (далее - Управление) от 06.10.2011 г. № 137 «О проведении контрольного мероприятия» Инспекцией Управления проведено плановое контрольное мероприятие по проверке соблюдения требований Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее — Закон о рекламе) ООО «Компания Автолига» (156000, г. Кострома, пр-т Текстильщиков, д.33) в период с 01.11.2010 г. по 13.10.2011 г., которое осуществляет основную деятельность в области радиовещания (круглосуточная трансляция радиопрограмм под общим названием «Радио Шансон») и телевидения, а также рекламную деятельность.
- При проведении анализа представленных аудиозаписей рекламных сообщений, размещенных в эфирах СМИ «Радио Шансон — Кострома», Инспекцией Управления выявлено рекламное сообщение следующего содержания: «Лучший автомобиль – это новый автомобиль. Скидка на FORD до 70 тыс. рублей. Срок действия акции ограничен. Форд-Центр-Кострома, 2-я Волжская, 7, 42-33-11», транслируемое в феврале (30 трансляций общей продолжительностью 7 минут 30 секунд), в марте (25 трансляций общей продолжительностью 6 минут 15 секунд) текущего года.
- Согласно договора №б/н от 25.05.2006 г., дополнительных соглашений к данному договору от 30.12.2006 г., 30.12.2007 г., 30.12.2008 г., 30.12.2009 г., 30.12.2010 г., заключенных между ООО «Компания Автолига» и индивидуальным предпринимателем Сусловой Е.С. на оказание услуг по размещению рекламных материалов заказчиков в эфире СМИ «Радио Шансон-Кострома»; договора №5 от 09.02.2011 г., заключенного между ИП Сусловой Е.С. и ООО «Лидер-компани», на оказание услуг по размещению в эфире СМИ рекламных материалов – аудиозаписи рекламного сообщения; согласованных с ООО «Лидер-компани» медиа-планов заказчиком рассматриваемого рекламного сообщения является ООО «Лидер-компани», осуществляющее продажу автомобилей марки FORD.
- Таким образом, организатором акции является ООО «Лидер-компани».
- Данное рекламное сообщение (далее - реклама) является рекламой, поскольку подпадает под понятие рекламы, данное в ст. 3 Закона о рекламе, т.е. распространено в радиоэфире, адресовано неопределенному кругу лиц и направлено на привлечение внимания к объекту рекламирования, поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
- Объектом рекламирования в рассматриваемом случае является новый автомобиль марки FORD.
- Рассматриваемая реклама сообщает о проведении мероприятия «Скидка на FORD до 70 тыс. рублей», направленного на стимулирование текущих продаж автомобилей FORD, активизацию покупателей, т.е. сообщает о проведении стимулирующего мероприятия.
- В соответствии со ст. 9 Закона о рекламе в рекламе, сообщающей о проведении стимулирующего мероприятия, должны быть указаны: сроки проведения стимулирующего мероприятия, источник информации об организаторе стимулирующего мероприятия.
- Исходя из текста рекламы ни сроки проведения данного стимулирующего мероприятия, ни источник информации об организаторе стимулирующего мероприятия не указаны, что является нарушением требований, установленных ст. 9 Закона о рекламе.
- Согласно ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы, не допускается.
- Под товаром понимается продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (п. 3 ст. 3 Закона о рекламе).
- Таким образом, реклама ООО «Лидер-компани» размещена в эфирах СМИ «Радио Шансон — Кострома» с нарушением требований, установленных ч. 7 ст. 5, ст. 9 Закона о рекламе.
- В ходе рассмотрения дела представитель ООО «Лидер-компани» Репина А.Н. сообщила следующее.
- 1. ООО «Лидер-компани» размещало в эфирах СМИ «Радио Шансон — Кострома» рассматриваемое рекламное сообщение в рамках маркетинговой программы по поддержке продаж компании Форд.
- 2. Свою деятельность ООО «Лидер-компани» осуществляет на основании контракта купли-продажи автомобилей от 17.11.2006 г. и дополнительных соглашений к нему. Согласно п. 4 Контракта Дилер вправе периодически, по своему усмотрению, уведомлять Субдилера о проведении маркетинговых программ, предусматривающих определенные скидки, ценовые уступки и т.п. В этом случае Дилер предоставляет Субдилеру официальное описание программы, и любые предоставляемые скидки, ценовые уступки и т.п. Будут считаеться неотъемлемой частью цены, уплачиваемой Субдилером по настоящему Контракту.
- 3. Информация рассматриваемой рекламы подготовлена согласно условий маркетинговой программы от 25.01.2011 г.
- 4. Решения о размещении рассматриваемой рекламы, заключении договора с ИП Сусловой Е.С. по размещению в эфире СМИ рекламных материалов принято генеральным директором ООО «Лидер-компани» Стожаровым С.А.
- 5. В настоящее время нарушение Законодательства РФ о рекламе предотвращено. Вредных последствий в результате некорректного размещения информации не возникло.
- Изучив материалы дела, заслушав представителя ООО «Лидер-компани» Репину А.Н., Комиссия Костромского УФАС России пришла к следующим выводам.
- ООО «Лидер-компани» согласно контракта купли-продажи автомобилей №б/н от 17.11.2006 (далее - контракт) является Субдилером Форд Мотор Компани.
- Раздел 4 «Цены» контракта гласит «Дилер вправе периодически, по своему усмотрению, уведомлять Субдилера о проведении маркетинговых программ, предусматривающих определенные скидки, ценовые уступки и т.п. В этом случае Дилер предоставляет Субдилеру официальное описание программы, и любые предоставляемые скидки, ценовые уступки и т.п. будут считаться неотъемлемой частью цены, уплачиваемой Субдилером по контракту».
- Раздел 12 «Прочие положения» контракта устанавливает, что Субдилер обязуется:
- ? вести свою деятельность в Фордовском центре в соответствии со стандартами компании Форд;
- ? не выставлять (и не продавать) в автосалоне Фордовского центра автомобили других производителей.
- На период с 01 февраля по 31 марта 2011 ЗАО «Форд Мотор Компани» приняло решение усилить маркетинговые программы.
- В связи с чем 25.01.2011 г. руководителям дилерских центров, руководителям отделов продаж дилерских центров направлены маркетинговые программы «1 КВ 2011 — ИЗМЕНЕНИЯ С 01 ФЕВРАЛЯ».
- Согласно общим условиям программы все специальные предложения рекламируются как «Специальная Цена». В дилерском Прайс-листе добавляется колонка «Специальная цена».
- Таким образом, ООО «Лидер-компани» осуществляет продажу только автомобилей марки Форд и по ценам, указанным в Прайс-листе.
- Статья 9 Закона о рекламе в качестве отдельного объекта, к рекламе которого установлены специальные требования, выделяет стимулирующее мероприятие — стимулирующую лотерею, конкурс, игру, иное подобное мероприятие, условием участия в которых является приобретение определенного товара.
- Соответственно для целей Закона о рекламе под стимулирующим мероприятием следует понимать мероприятие, непременным условием которого является приобретение определенного товара.
- Таким образом, в ходе рассмотрения дела факты нарушения ООО «Лидер-компани» требований, установленных ст. 9 Закона о рекламе, не подтвердились.
- Реклама «Лучший автомобиль – это новый автомобиль. Скидка на FORD до 70 тыс. рублей. Срок действия акции ограничен. Форд-Центр-Кострома, 2-я Волжская, 7, 42-33-11» сообщает, что потребитель — клиент может купить любой новый автомобиль марки Ford со скидкой до 70 тыс. рублей.
- Однако,
- Согласно условий Маркетинговой программы ЗАО «Форд Мотор Компани» от 25.01.2011 в период с 01 февраля по 31 марта 2011 на автомобили 2011 г.в. предлагаются «Специальные цены»
- Основная скидка для клиента ед. Ambiente /LE Comfort 1/4L MT Comfort Comfort 2/0L AT Titanium Titanium
- Скидка для клиента Руб., вкл. НДС 0 30,000 40,000 60,000 50,000 70,000
- На автомобили 2009/2010 г.в. в вышеуказанный период дилеры предлагают розничным покупателям «Специальные цены».
- 1. Основная скидка для клиента составляет 60,000 руб. вкл. НДС на серию Comfort и 70,000 руб. вкл. НДС на Titanium. Дополнительная скидка на 2010 г. действует до 31 Марта.
- 2. Скидка на автомобили с Двигателем 2,0 АТ равна основной скидке.
- 3. Скидка на автомобили с двигателем 1,4 МТ (Comfort) меньше основной скидки на 10,000 руб. вкл. НДС.
- Основная скидка для клиента 2009/2010 ед. Ambiente /LE Comfort 1/4L MT Comfort Comfort 2/0L AT Titanium Titanium
- Скидка для клиента Руб., вкл. НДС 0 50,000 60,000 60,000 70,000 70,000
- Таким образом, на автомобили марки Ford комплектации Ambiente скидка до 70 тыс. руб. потребителю — клиенту не предоставляется.
- Согласно данных интернет-сайта «www.ford.ru» модельный ряд автомобилей Ford Fiesta, Focus III, Новый Mondeo предусматривает комплектацию Ambiente.
- В результате запроса в поисковой системе интернета yandex.ru по адресу: «www.yandex.ru» информации «Форд-Центр-Кострома, 2-я Волжская, 7, 42-33-11» получен список интернет-сайтов с содержанием в своем названии фразы «Форд-Центр-Кострома». В списке находится интернет-сайт по адресу: «www.e-opinions.ru», согласно информации которого «Форд центр Кострома» имеет официальный сайт «www.ford.virag-k.ru».
- В результате запроса в поисковой системе интернета yandex.ru по адресу: «www.yandex.ru» интернет-сайта «www.ford.virag-k.ru» получен интернет-сайт «www.virag-kostroma.ru» с содержанием следующей информации «Автоцентр Вираж. Автомобили Ford, LADA, УАЗ, ГАЗ, ТАГАЗ...* Кострома, ул. 2-я Волжская, 7, +7 (4942) 42-33-11».
- Согласно данных интернет-сайта «www.virag-kostroma.ru» модельный ряд автомобилей Ford Fiesta, Focus III, Новый Mondeo предусматривает комплектацию Ambiente, на которую условия Маркетинговой программы от 25.01.2011 не распространяются.
- Таким образом, потребитель не сможет приобрести новый автомобиль марки Fоrd комплектации Ambiente со скидкой до 70 тыс. руб.
- Отсутствие в рекламе какой-либо существенной части информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения приводит к искажению смысла рекламы и способствует введению в заблуждение потребителей, имеющих намерение приобрести рекламируемый товар.
- Таким образом, размещение данной рекламы происходило с нарушением требований, установленных в ч. 7 ст. 5 Закона «О рекламе».
- Реклама, не соответствующая требованиям законодательства о рекламе, признается ненадлежащей.
- В соответствии с ч. 6 ст. 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных в ч. 7 ст. 5 Закона о рекламе, несет рекламодатель.
- Согласно ст. 3 Закона о рекламе рекламодателем является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
- Рекламодателем в данном случае является ООО «Лидер-компани».
- В соответствии с частью 4 статьи 38 Закона о рекламе нарушение рекламодателем законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.
- Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Закона «О рекламе», и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбуждённых по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия
-
Решила:
- 1. Признать ненадлежащей рекламу ООО «Лидер-компани», а именно, рекламное сообщение «Лучший автомобиль – это новый автомобиль. Скидка на FORD до 70 тыс. рублей. Срок действия акции ограничен. Форд-Центр-Кострома, 2-я Волжская, 7, 42-33-11», размещенное в эфирах СМИ «Радио Шансон — Кострома» в феврале, марте 2011 г., поскольку нарушены требования ч. 7 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе».
- 2. Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе не выдавать в связи с окончанием срока действия Маркетинговой программы ЗАО «Форд Мотор Компани» от 25.01.2011.
- 3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Костромского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
- Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
- Председатель Комиссии
- В.А.Ниденс
- Члены Комиссии
- Т.А.Дмитриева
- И.Н.Баданова