Письмо Минфина РФ от 06 августа 2010 года № 03-04-06/7-168
- Принято
- Министерством финансов Российской Федерации
- Вопрос: Согласно пп. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ налогоплательщик НДФЛ имеет право на получение социального налогового вычета по НДФЛ в части уплаченных пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и/или в части уплаченных страховых взносов по договорам добровольного пенсионного страхования. В соответствии с абз. 2 п. 2 ст. 219 НК РФ данный вычет может быть предоставлен налогоплательщику до окончания налогового периода при его обращении к работодателю (налоговому агенту) при условии документального подтверждения расходов налогоплательщика (абз. 2 пп. 4 п. 1 ст. 219 НК РФ). При этом в НК РФ отсутствует перечень документов, который будет считаться исчерпывающим при подтверждении данного вида расходов. Какие документы работник должен представить работодателю одновременно с заявлением на получение социального налогового вычета по НДФЛ в части пенсионных взносов в НПФ при условии, что работодатель самостоятельно осуществляет перечисление взносов в НПФ, удержанных из заработной платы сотрудников на основании их заявлений?
- Каков порядок сбора документов для предоставления социального вычета по НДФЛ работникам организацией, имеющей филиалы. Филиалы имеют отдельные балансы и расчетные счета, самостоятельно выплачивают заработную плату, производят удержание и перечисление НДФЛ из заработной платы работников. При этом перечисление взносов в НПФ за работников всех филиалов производит головная организация единым платежным поручением с приложением реестра распределения суммы платежа по работникам (в реестре указываются ФИО сотрудников и суммы их взносов). Какой документ в данном случае будет являться документом, подтверждающим перечисление взносов в НПФ, при предоставлении данного вычета филиалами?
- С какой периодичностью в течение налогового периода (ежемесячно или 1 раз в год) работодатель вправе предоставлять вычет в части пенсионных взносов в НПФ?
- Ответ:
- Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу порядка предоставления социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
- В соответствии с п. 3 ст. 210 Кодекса для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224 Кодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных ст. ст. 218 - 221 Кодекса.
- Согласно пп. 4 п. 1 ст. 219 Кодекса при определении размера налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 210 Кодекса налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета, в частности, в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде пенсионных взносов по договору (договорам) негосударственного пенсионного обеспечения, заключенному (заключенным) налогоплательщиком с негосударственным пенсионным фондом в свою пользу и (или) в пользу супруга (в том числе вдовы, вдовца), родителей (в том числе усыновителей), детей-инвалидов (в том числе усыновленных, находящихся под опекой (попечительством), в размере фактически произведенных расходов с учетом ограничения, установленного п. 2 ст. 219 Кодекса.
- Указанный в пп. 4 п. 1 ст. 219 Кодекса социальный налоговый вычет предоставляется при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы, в частности, по негосударственному пенсионному обеспечению.
- С 1 января 2010 г. на основании изменения, внесенного в п. 2 ст. 219 Кодекса Федеральным законом от 19.07.2009 N 202-ФЗ "О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений Федерального закона "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", физическое лицо вправе обратиться до окончания налогового периода к работодателю за получением социального налогового вычета в сумме взносов, уплаченных по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, при условии документального подтверждения расходов налогоплательщика и подтверждения, что взносы по указанным договорам удерживались из выплат в пользу налогоплательщика и перечислялись работодателем в соответствующие фонды.
- К таким документам, в частности, относятся платежные документы, подтверждающие расходы налогоплательщика (квитанции об уплате взносов, платежные поручения на перечисление взносов и т.п.); договор, заключенный налогоплательщиком с негосударственным пенсионным фондом; выписка из именного пенсионного счета налогоплательщика, в которой указаны: фамилия, имя и отчество налогоплательщика; сумма взносов, уплаченных по соответствующему договору в течение налогового периода.
- Из письма следует, что организация самостоятельно осуществляет перечисление страховых взносов в негосударственный пенсионный фонд за работников филиалов, сумма которых удерживается филиалами из заработной платы сотрудников на основании их заявлений.
- Для предоставления сотрудникам филиалов организации социального налогового вычета по расходам по договору негосударственного пенсионного обеспечения головная организация должна направлять в филиалы копии платежных поручений с приложением выписки из реестра по перечислению за сотрудников филиалов взносов в негосударственный пенсионный фонд и полученные от последнего выписки из их именных пенсионных счетов.
- Поскольку согласно п. 3 ст. 226 Кодекса исчисление сумм налога на доходы физических лиц производится налоговыми агентами ежемесячно (нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца) применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка по налогу на доходы физических лиц, установленная п. 1 ст. 224 Кодекса, то уменьшение налоговой базы на сумму социального налогового вычета по расходам на негосударственное пенсионное обеспечение также производится ежемесячно.
- Заместитель директора
- Департамента налоговой
- и таможенно-тарифной политики
- С.В.РАЗГУЛИН
- 06.08.2010