» » » Закон от 07 апреля 2003 года. Ярославская область. Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ярославской области

- Распоряжения, приказы, законы администрации Костромской области -

Закон от 07 апреля 2003 года. Ярославская область. Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ярославской области


Ярославская область
Закон от 07 апреля 2003 года № 17-З
Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ярославской области
Принят
Государственной Думой Ярославской области
25 марта 2003 года
  • В редакциях
  • от 19.12.2005 № 82-з,
  • от 09.11.2007 № 72-з,
  • от 09.06.2009 № 32-з,
  • от 24.11.2009 № 64-з,
  • от 23.12.2011 № 53-з.
Настоящий Закон в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Ярославской области устанавливает правовые основы образования и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ярославской области.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Основные цели и задачи комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ярославской области
1.Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ярославской области являются органами системы защиты прав несовершеннолетних, профилактики беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Основная цель их деятельности состоит в защите прав и законных интересов несовершеннолетних.
2.Основными задачами комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ярославской области являются:
а) координация деятельности органов и учреждений государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории Ярославской области;
б) содействие в реализации и обеспечение защиты прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних во всех сферах жизнедеятельности;
в) координация вопросов, связанных с соблюдением условий воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также с обращением с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
г) принятие мер к обеспечению защиты несовершеннолетних от физического, психического, сексуального, психологического и иных форм насилия, а также от вовлечения в различные виды антиобщественного поведения;
д) организация работы по выявлению безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних и других категорий несовершеннолетних, предусмотренных действующим законодательством, родителей (законных представителей) несовершеннолетних, не выполняющих обязанности по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних, либо отрицательно влияющих на их поведение, учет данных категорий лиц;
е) в пределах своей компетенции выявление, анализ, принятие мер по устранению причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности и правонарушениям несовершеннолетних;
ж) взаимодействие с общественными объединениями, религиозными организациями и гражданами по вопросам защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
з) рассмотрение в пределах своей компетенции материалов в отношении несовершеннолетних, совершивших общественно опасные и иные противоправные деяния до достижения возраста, с которого наступает установленная законом ответственность;
и) осуществление функции административной юрисдикции в отношении несовершеннолетних, родителей (законных представителей) несовершеннолетних;
к) утратил силу.
Статья 2. Правовая основа и принципы деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав
1.Законодательство о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ярославской области основывается на Конституции Российской Федерации, международных правовых актах, Федеральном законе "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", иных федеральных законах и нормативных правовых актах Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Ярославской области и муниципальных образований Ярославской области.
2.Деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ярославской области основывается на принципах законности, гуманного обращения с несовершеннолетними, сохранения конфиденциальности информации о несовершеннолетнем, поддержки семьи и взаимодействия с ней в вопросах защиты прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних, ответственности родителей (законных представителей), должностных лиц и граждан за нарушение прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних.
Статья 3. Система комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ярославской области
1.Систему комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ярославской области составляют:
- комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ярославской области;
- комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав административно-территориальных единиц Ярославской области;
- общественные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
2.Утратил силу с 30 декабря 2005 года.
Статья 4. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ярославской области
1.Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ярославской области образуется постановлением Правительства Ярославской области в составе председателя, заместителей председателя, ответственного секретаря и других членов комиссии.
Количественный и персональный состав комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ярославской области определяется постановлением Правительства Ярославской области.
2.В состав комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ярославской области могут входить депутаты Ярославской областной Думы, представители органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, иных государственных и муниципальных органов и учреждений, организаций независимо от организационно - правовых форм и форм собственности.
3.Организация текущей работы комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ярославской области осуществляется структурным подразделением аппарата Правительства Ярославской области, на которое возложены проведение государственной политики в Ярославской области по профилактике безнадзорности, беспризорности, правонарушений несовершеннолетних, реализация и защита их прав. Структура и штаты указанного подразделения утверждаются с учетом объема работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов и зависят от количества несовершеннолетних, проживающих на территории Ярославской области.
Заместитель председателя и ответственный секретарь работают в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ярославской области на постоянной основе.
Статья 5. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав административно-территориальных единиц Ярославской области
1.Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав административно-территориальных единиц Ярославской области (далее также комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав) создаются постановлением Правительства Ярославской области в следующих административно-территориальных единицах Ярославской области, образованных в соответствии с Законом Ярославской области "Об административно-территориальном устройстве Ярославской области и порядке его изменения":
- в районах Ярославской области;
- в городах областного значения и в городских районах городов областного значения.
2.В состав комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав входят председатель, заместители председателя, ответственный секретарь и другие члены комиссии.
3.Численность и персональный состав комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав устанавливаются постановлением Правительства Ярославской области о создании комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на основании предложений органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области, осуществляющих местное самоуправление на соответствующей территории, с учетом требований, установленных настоящим Законом.
4.Председателем комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав может быть назначено лицо, являющееся государственным гражданским или муниципальным служащим и имеющее высшее образование. При назначении председателем комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального служащего учитывается, что указанное лицо должно замещать должность муниципальной службы не ниже заместителя главы местной администрации.
5.Заместителем председателя комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав может быть назначено лицо, являющееся государственным гражданским или муниципальным служащим и имеющее высшее образование.
Заместитель председателя комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав работает в комиссии на постоянной основе. При назначении заместителем председателя комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального служащего учитывается, что указанное лицо должно замещать должность муниципальной службы не ниже начальника отдела местной администрации.
6.Ответственным секретарем комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав может быть назначено лицо, являющееся государственным гражданским или муниципальным служащим и имеющее высшее образование.
Ответственный секретарь комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав работает в комиссии на постоянной основе. При назначении ответственным секретарем комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального служащего учитывается, что указанное лицо должно замещать должность муниципальной службы не ниже главного специалиста местной администрации.
7.Членом комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав может быть назначено лицо, достигшее возраста 18 лет и являющееся государственным гражданским или муниципальным служащим, депутатом представительного органа муниципального образования, представителем органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, представителем общественного объединения, зарегистрированного в установленном порядке и осуществляющего свою деятельность на территории Ярославской области, и других организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
В составе каждой комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав может быть не более одного представителя от одного общественного объединения.
Статья 5<1>. Общественные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
1.При местных администрациях поселений Ярославской области могут создаваться общественные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
2.Порядок создания и деятельности общественных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав определяется постановлением Правительства Ярославской области.
Статья 5<2>. Обеспечение деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав административно-территориальных единиц Ярославской области
1.Обеспечение деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защита их прав и законных интересов осуществляется председателем, заместителями председателя, ответственным секретарем комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, специалистами (юрист, психолог, социальный педагог, медицинский работник и другие), в том числе инспекторами по работе с детьми.
2.Количество должностей специалистов определяется постановлением Правительства Ярославской области о создании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав с учетом объема работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов и зависит от количества несовершеннолетних, проживающих на соответствующей территории. При этом число таких специалистов определяется из расчета не менее одного специалиста на три тысячи несовершеннолетних.
3.Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов обеспечивают привлечение специалистов к работе в комиссии на должности, указанные в части 2 настоящей статьи.
Специалисты комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав работают в комиссии на постоянной основе.
4.Органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов за счет собственных средств могут создаваться дополнительные должности специалистов.
Статьи 6 - 7. Утратили силу с 30 декабря 2005 года.
Глава 2. Компетенция комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав
Статья 8. Основные направления деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ярославской области
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ярославской области:
а) координирует на территории Ярославской области деятельность органов, учреждений и организаций по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов;
б) оказывает организационно - методическую помощь, контролирует, направляет и координирует деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав административно-территориальных единиц Ярославской области, обобщает и распространяет их положительный опыт работы;
б<1>) организует курсы повышения квалификации для членов и специалистов комиссий;
(п. "б<1>" введен Законом ЯО от 19.12.2005 N 82-з)
в) решает межведомственные проблемы по вопросам профилактики беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав;
г) принимает участие в разработке и создании областных программ защиты прав и охраняемых законом интересов, улучшения условий жизни, воспитания, обучения, труда и отдыха, профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, в пределах своей компетенции контролирует их реализацию;
д) принимает участие в разработке нормативных правовых актов по вопросам профилактики безнадзорности, беспризорности, правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав;
е) регулярно информирует в установленной форме органы исполнительной власти Ярославской области о состоянии работы по защите прав и охраняемых законом интересов, профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних на территории Ярославской области;
ж) разрабатывает и вносит в соответствующие органы предложения по предупреждению безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних;
з) обобщает и распространяет положительный опыт работы в области защиты прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних;
и) рассматривает жалобы и заявления несовершеннолетних, родителей (законных представителей) и иных лиц, связанные с нарушением или ограничением прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних;
к) проверяет постановления нижестоящих комиссий и вправе их отменить, если они приняты необоснованно;
л) рассматривает протесты и представления прокуроров и принимает по ним решения;
м) координирует вопросы, связанные с соблюдением условий воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также с обращением с ними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и обеспечивает осуществление мер по защите и восстановлению их прав и законных интересов;
н) в порядке, установленном федеральным законом, обращается в суд за защитой прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних;
о) направляет информацию о деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Правительственную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Статья 9. Основные направления деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав административно-территориальных единиц Ярославской области
1.Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав административно-территориальных единиц Ярославской области на подведомственной им территории:
а) решают межведомственные проблемы по вопросам профилактики беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защиты их прав;
б) принимают участие в разработке и создании областных и муниципальных программ защиты прав и охраняемых законом интересов, улучшения условий жизни, воспитания, обучения, труда и отдыха, профилактики безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, в пределах своей компетенции контролируют их реализацию;
в) принимают участие в разработке нормативных правовых актов по вопросам защиты прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних;
г) регулярно информируют в установленной форме органы местного самоуправления о состоянии работы по защите прав и охраняемых законом интересов, профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних на подведомственной территории;
д) разрабатывают и вносят в соответствующие органы предложения и представления по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и защиты прав несовершеннолетних;
е) обобщают и распространяют положительный опыт работы органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по защите прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних;
ж) рассматривают жалобы и заявления несовершеннолетних, родителей (законных представителей) и иных лиц, связанные с нарушением или ограничением прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних;
з) рассматривают протесты, представления и постановления прокуроров и принимают по ним решения;
и) координирует вопросы, связанные с соблюдением условий воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также с обращением с ними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и обеспечивает осуществление мер по защите и восстановлению их прав и законных интересов;
к) в порядке, установленном федеральным законом, обращаются в суд за защитой прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних.
2.Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав административно-территориальных единиц Ярославской области на подведомственной им территории также:
а) принимают решение:
- о направлении несовершеннолетних с проблемами в обучении и поведении с согласия родителей (законных представителей) и с учетом мнения несовершеннолетних в учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в порядке, установленном действующим законодательством;
- о проведении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, употребляющими спиртные напитки, наркотические, психотропные либо другие одурманивающие вещества, привлекавшимися к административной ответственности, вернувшимися из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа и другими категориями несовершеннолетних, а также неблагополучными семьями;
- о направлении материалов на родителей (законных представителей) несовершеннолетних в суд в случае неисполнения ими своих обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних;
б) вносят предложения в органы опеки и попечительства о формах устройства и поддержки несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства;
в) участвуют в рассмотрении судом дел в отношении несовершеннолетних;
г) рассматривают материалы образовательного учреждения:
- об оставлении несовершеннолетним общеобразовательного учреждения, учреждения начального и среднего профессионального образования по заявлению родителей (законных представителей) при достижении возраста пятнадцати лет до получения общего образования;
- об исключении несовершеннолетнего из образовательного учреждения;
д) рассматривают представления работодателей на расторжение трудового договора с несовершеннолетним работником и принимают меры к его трудоустройству;
е) рассматривают материалы (дела) и применяют меры воздействия в порядке, установленном федеральными законами, настоящим Законом и иными законами Ярославской области:
- в отношении несовершеннолетнего, совершившего общественно опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации, до достижения возраста, с которого, согласно закону, наступает уголовная ответственность;
- в отношении несовершеннолетнего, совершившего деяние, за совершение которого установлена административная ответственность;
- в отношении родителей (законных представителей), не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих обязанности по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетнего;
- в отношении несовершеннолетнего, совершившего административное правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;
- в отношении несовершеннолетнего, совершившего антиобщественные действия;
- в отношении несовершеннолетнего, уклоняющегося от обучения до получения общего образования.
3.Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав городских районов городов областного значения осуществляют полномочия, перечисленные в частях 1 и 2 настоящей статьи. При этом комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав городов областного значения осуществляют полномочия, перечисленные в части 1 настоящей статьи, а также в пределах своей компетенции - пунктами "б" и "к" статьи 8 настоящего Закона.
Статья 9<1>. Основные направления деятельности общественных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав
Общественные комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав на подведомственной им территории:
а) осуществляют индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними;
б) информируют органы местного самоуправления о состоянии работы по защите прав и охраняемых законом интересов, профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних.
Статья 10. Права комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ярославской области
1.Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ярославской области в пределах своей компетенции имеют право:
а) запрашивать и получать от государственных органов, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно - правовых форм и форм собственности необходимые для работы сведения;
б) приглашать должностных лиц, специалистов и граждан для получения от них информации и объяснений по рассматриваемым комиссиями вопросам;
в) привлекать для участия в работе представителей государственных органов, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно - правовых форм и форм собственности и других заинтересованных лиц;
г) вносить представления в государственные органы, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно - правовых форм и форм собственности по вопросам, касающимся прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних;
д) вести прием несовершеннолетних, родителей (законных представителей) несовершеннолетних и иных лиц;
е) ставить перед компетентными органами вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц и граждан в случае невыполнения ими постановлений и непринятия мер во исполнение представлений комиссий;
ж) участвовать в судебном процессе в соответствии с действующим законодательством;
з) ходатайствовать перед судом:
- о неприменении наказания, применении более мягкого наказания, условном осуждении и применении других мер, предусмотренных законодательством, в отношении несовершеннолетнего, привлеченного к уголовной ответственности;
- о досрочном выпуске несовершеннолетнего из специального учебно - воспитательного учреждения закрытого типа;
- о направлении несовершеннолетнего, не подлежащего уголовной ответственности, в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа;
и) возбуждать ходатайство о помиловании осужденного несовершеннолетнего;
к) ходатайствовать перед должностными лицами органов уголовно - исполнительной системы об изменении условий отбывания наказания несовершеннолетнему и применении к нему предусмотренных Уголовно - исполнительным кодексом Российской Федерации мер поощрения;
л) применять меры воздействия к несовершеннолетнему, совершившему противоправное деяние;
м) применять меры воздействия к родителям (законным представителям) несовершеннолетнего, иным лицам за нарушение его прав и охраняемых законом интересов.
2.Председатель, заместители председателя, ответственный секретарь, специалисты комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав имеют право в установленном порядке посещать учреждения государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, учреждения уголовно - исполнительной системы для проверки условий содержания, воспитания и обучения несовершеннолетних.
Статья 11. Меры по устройству несовершеннолетних, принимаемые комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав
1.Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав административно-территориальных единиц Ярославской области совместно с другими органами и учреждениями государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних выявляют и проводят индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними и неблагополучными семьями.
Порядок учета и предоставления информации о выявленных и нуждающихся в устройстве несовершеннолетних устанавливается постановлением Правительства Ярославской области.
2 - 3.Утратили силу с 25 ноября 2007 года.
4.В случаях, когда после выпуска несовершеннолетнего из специального учебно - воспитательного учреждения закрытого типа, освобождения из мест лишения свободы возвращение его на прежнее место жительства либо по месту пребывания родителей (законных представителей) невозможно или нежелательно в силу различных причин, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту жительства несовершеннолетнего решает вопрос о его устройстве в течение тридцати дней с момента обращения администрации учреждения. При решении указанных вопросов комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту жительства несовершеннолетнего должна предоставить соответствующее мотивированное заключение в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по месту нахождения указанных учреждений.
Статья 12. Меры воздействия, применяемые комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав к несовершеннолетним
1.По результатам рассмотрения материалов (дел) в отношении несовершеннолетнего комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав с учетом личности и поведения несовершеннолетнего, мотивов, характера и тяжести совершенного проступка могут применять следующие меры воздействия:
а) вынести предупреждение, объявить замечание, выговор или строгий выговор;
б) обязать принести извинение потерпевшему за причинение морального или материального ущерба;
в) обратиться в суд с заявлением о возложении на несовершеннолетнего, достигшего шестнадцатилетнего возраста и имеющего самостоятельный заработок (доход), обязанности возместить причиненный материальный ущерб;
г) передать несовершеннолетнего под присмотр родителей (законных представителей);
д) утратил силу.
е) с согласия родителей (законных представителей) несовершеннолетнего и по заключению психолого - медико - педагогической комиссии несовершеннолетнего, нуждающегося в особых условиях воспитания и специальном педагогическом подходе, и с согласия несовершеннолетнего, достигшего возраста четырнадцати лет, направить его в специальное учебно - воспитательное учреждение открытого типа, реабилитационное учреждение того или иного типа и вида;
ж) ходатайствовать перед судом о направлении несовершеннолетнего, совершившего общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, и нуждающегося в особых условиях воспитания и специальном педагогическом подходе, в специальное учебно - воспитательное учреждение закрытого типа;
з) в случаях, предусмотренных законодательством об административных правонарушениях, наложить административное взыскание;
и) в случае необходимости рекомендовать несовершеннолетним пройти курс лечения в специальных учреждениях.
2.При применении мер воздействия к несовершеннолетнему комиссия должна учитывать его возраст, мотивы, характер, причины правонарушения и степень участия в нем несовершеннолетнего, его поведение в семье, быту, в учебном учреждении, по месту работы и т.д.
Статья 13. Меры воздействия, применяемые комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав к родителям (законным представителям) несовершеннолетних
К родителям (законным представителям) несовершеннолетних, не исполняющим или ненадлежащим образом исполняющим обязанности по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних, либо отрицательно влияющим на их поведение, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав могут применять следующие меры воздействия:
а) объявить предупреждение, замечание, выговор или строгий выговор;
б) обратиться в суд с заявлением о возложении обязанности возместить причиненный несовершеннолетним при совершении административного правонарушения ущерб;
в) при непосредственной угрозе жизни или здоровью несовершеннолетнего обратиться с ходатайством в орган опеки и попечительства о немедленном отобрании ребенка у родителей (законных представителей);
г) обратиться в суд с иском об ограничении или лишении родительских прав;
д) обратиться в суд с иском о выселении родителей (одного из них) без предоставления другого жилого помещения, если их совместное проживание с несовершеннолетним, в отношении которого они лишены родительских прав, признано невозможным;
е) наложить административный штраф в случаях, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством Ярославской области.
Глава 3. Порядок рассмотрения материалов (дел) в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав
Статья 14. Основания рассмотрения материалов (дел) в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав
1.Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают материалы (дела):
а) по заявлению несовершеннолетнего, его родителей (законных представителей), иных лиц;
б) по собственной инициативе;
в) по представлению органов опеки и попечительства, органов и учреждений социальной защиты населения, образования, здравоохранения, внутренних дел, работодателей, общественных организаций;
г) по постановлениям органов внутренних дел, прокуратуры в отношении несовершеннолетнего, совершившего общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность;
д) переданные в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
2.Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав рассматривают дела в пятнадцатидневный срок со дня их получения.
Статья 15. Подготовка заседания комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
1.Материалы (дела), поступившие на рассмотрение в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, в целях обеспечения своевременного и правильного их разрешения предварительно изучаются председателем или заместителем председателя комиссии.
В процессе предварительного изучения поступивших дел и материалов определяется:
- подведомственность комиссии поступивших материалов (дел);
- круг лиц, подлежащих вызову или приглашению на заседание комиссии;
- необходимость проведения дополнительной проверки поступивших материалов (дел) и обстоятельств, имеющих значение для правильного и своевременного их рассмотрения, истребования дополнительных материалов;
- целесообразность принятия иных мер, имеющих значение для своевременного рассмотрения материалов (дел).
Предварительное изучение материалов (дел) производится в срок не более 10 дней с момента их поступления.
2.По результатам предварительного изучения материалов (дел) принимаются следующие решения:
а) дело назначается к рассмотрению с извещением заинтересованных лиц о времени и месте заседания;
б) полученные материалы возвращаются органам или учреждениям, направившим материалы в комиссию, если они не подведомственны комиссии или требуют проведения дополнительной проверки;
в) проводится проверка, обследование по поступившим материалам или поручается их проведение соответствующим специалистам;
г) рассматривается ходатайство несовершеннолетнего, его родителей (законных представителей) по существу подлежащих рассмотрению на заседании комиссии вопросов;
д) рассматривается возможность обращения в суд с заявлением в защиту прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетнего;
е) утратил силу с 25 ноября 2007 года.
3.Подготовленные к рассмотрению материалы (дела) предоставляются для ознакомления несовершеннолетнему, его родителям (законным представителям), адвокату (защитнику).
4.О времени и месте заседания комиссии сообщается несовершеннолетнему, его родителям (законным представителям), иным лицам, чье участие в заседании будет признано обязательным, и извещается прокурор.
Абзац утратил силу с 25 ноября 2007 года.
Статья 16. Порядок проведения заседания комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
1.Заседания комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в месяц, и являются правомочными при наличии не менее половины состава комиссии. Ведет заседание комиссии ее председатель или заместитель председателя.
2.На заседании комиссии обязательно присутствие несовершеннолетнего, материалы (дело) о котором рассматриваются, его родителей (законных представителей).
Материалы (дела) в отношении несовершеннолетнего, его родителей (законных представителей), за исключением материалов о совершении несовершеннолетним общественно опасного деяния до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, могут быть рассмотрены в их отсутствие при условии своевременного извещения о времени и месте проведения заседания и неполучении ходатайства об отложении рассмотрения дела.
3.При рассмотрении дел, предусмотренных настоящим Законом, комиссия всесторонне, полно и объективно исследует материалы дела, уточняет возраст несовершеннолетнего, условия жизни и воспитания, мотивы, причины и условия, послужившие поводом для рассмотрения данного дела, иные обстоятельства, имеющие существенное значение для решения вопроса о выборе меры воздействия или о реабилитации несовершеннолетнего.
Абзацы второй - четвертый утратили силу с 25 ноября 2007 года.
4.Дела о правонарушениях несовершеннолетних комиссия рассматривает в закрытом заседании. На время исследования обстоятельств, обсуждение которых может отрицательно повлиять на несовершеннолетнего, комиссия вправе удалить его из зала заседания.
При рассмотрении дел, предусмотренных настоящим Законом, комиссии руководствуются процессуальными нормами законодательных актов Российской Федерации.
Адвокат (защитник) несовершеннолетнего допускается к участию в работе комиссии с момента подготовки материалов к заседанию.
Статья 17. Меры, принимаемые комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, к обеспечению проведения заседания комиссии
1.До рассмотрения дела о правонарушении несовершеннолетнего он, для обеспечения явки на заседание комиссии, может быть по письменному распоряжению председателя комиссии или его заместителя отдан под присмотр родителей (законных представителей) с их согласия, а несовершеннолетний, воспитывающийся в детском учреждении, - под надзор администрации этого учреждения. Родители (законные представители) несовершеннолетнего, руководитель детского учреждения дают письменное обязательство комиссии обеспечить явку несовершеннолетнего на заседание комиссии.
2.При неявке без уважительных причин на заседание комиссии, рассматривающей материалы в отношении несовершеннолетнего, совершившего общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, дело об административном правонарушении несовершеннолетнего или его родителей (законных представителей), указанные лица могут быть подвергнуты принудительному приводу через органы внутренних дел по мотивированному постановлению комиссии.
3.Утратил силу с 25 ноября 2007 года.
Статья 18. Акты, принимаемые комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав
1.Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в целях реализации своих полномочий принимают постановления, определения и вносят представления.
2.Постановления принимаются по результатам рассмотрения конкретных материалов (дел) в отношении несовершеннолетних, их родителей (законных представителей) и других лиц, представлений органов управления образовательных учреждений, работодателей, обращений и ходатайств иных органов и организаций независимо от организационно - правовых форм и форм собственности.
3.Представления вносятся в государственные органы и учреждения, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно - правовых форм и форм собственности в целях устранения причин и условий безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также нарушений законодательства, направленного на защиту их прав и интересов.
4.Постановления, определения и представления комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав обязательны для исполнения государственными органами и учреждениями, органами местного самоуправления, организациями независимо от организационно - правовых форм и форм собственности и гражданами.
При получении постановления, определения и представления руководители государственных органов и учреждений, органов местного самоуправления, общественных организаций и иных юридических лиц, граждане обязаны в течение месяца сообщить комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о мерах, принятых во исполнение указанных актов.
5.Неисполнение названными лицами постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также непринятие мер по устранению нарушений прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних, указанных в представлении комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, или оставление данных актов без рассмотрения влечет ответственность, установленную действующим законодательством.
В случае неисполнения постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о наложении административного штрафа председатель, заместитель председателя, ответственный секретарь комиссии принимают меры, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.
Статья 19. Порядок принятия решения комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав
1.При рассмотрении материалов (дел), связанных с нарушением прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетнего, комиссия обязана всесторонне изучить обстоятельства, выяснить причины и условия указанных нарушений и принять меры, обеспечивающие защиту прав и интересов несовершеннолетнего.
2.Рассматривая материалы в отношении несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, дела об административных правонарушениях несовершеннолетних, родителей (законных представителей) несовершеннолетних, комиссия заслушивает объяснения несовершеннолетнего, его родителей (законных представителей), потерпевших, свидетелей, адвоката (защитника), заключение прокурора и после всестороннего рассмотрения обстоятельств дела принимает одно из следующих решений:
а) о применении мер воздействия, предусмотренных статьями 12, 13 настоящего Закона;
б) о прекращении дела (при наличии обстоятельств, предусмотренных законодательством об административных правонарушениях);
в) об отложении рассмотрения дела и проведении дополнительной проверки;
г) о передаче дела в органы прокуратуры, суд, другие органы по подведомственности.
3.Решение комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав выносится в форме постановления или определения.
Постановление или определение принимается простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании. В случае равенства голосов голос председательствующего на заседании комиссии является решающим.
Постановление или определение комиссии должно быть изложено в письменной форме и мотивировано.
Постановления и определения должны содержать сведения, установленные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях для постановлений и определений по делам об административных правонарушениях, а также предлагаемые комиссией меры социальной помощи несовершеннолетнему и способы ее оказания.
Постановление или определение подписывается председательствующим и оглашается на заседании комиссии.
Копия постановления или определения (выписка) вручается под роспись заинтересованным лицам или направляется в соответствующие органы или учреждения в течение трех дней со дня принятия.
Статья 20. Протокол заседания комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
1.Протокол заседания комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав ведется на каждом заседании комиссии и включает в себя следующие обязательные положения:
- дата и место заседания комиссии;
- наименование и состав комиссии;
- содержание рассматриваемого дела или материалов;
- фамилия, имя, отчество и другие биографические данные лиц, в отношении которых рассматривается дело или материалы;
- сведения о явке участвующих в заседании лиц, разъяснении их прав и обязанностей;
- объяснения участвующих в заседании лиц;
- содержание заявленных в заседании ходатайств и результаты их рассмотрения;
- документы, исследованные при рассмотрении дела;
- сведения об оглашении принятого постановления;
- сведения о разъяснении сроков и порядка обжалования принятого постановления.
2.Протокол заседания комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав подписывается председательствующим на заседании комиссии и секретарем.
Статья 21. Порядок и сроки обжалования постановлений комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав
1.Постановление комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав административно-территориальных единиц Ярославской области может быть обжаловано в вышестоящую комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, в районный суд по месту нахождения комиссии, прокуратуру.
2.Обжалование постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в вышестоящую комиссию производится в десятидневный срок со дня вручения или получения копии постановления. Подача жалобы в указанный срок приостанавливает исполнение постановления.
3.Обжалование постановлений комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав осуществляется в порядке и сроки, установленные действующим законодательством.
Статья 22. Порядок исполнения постановлений комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
1.Постановления комиссии, принятые по материалам и ходатайствам, связанным с защитой прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних, в трехдневный срок с момента вынесения направляются для исполнения в соответствующие государственные и муниципальные органы и учреждения, иные организации независимо от организационно - правовых форм и форм собственности.
Должностные лица указанных органов, учреждений и организаций обязаны в течение 10 дней с момента получения постановления сообщить комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о принятых во исполнение постановления мерах.
2.Постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, принятые по делам об административных правонарушениях несовершеннолетних, родителей (законных представителей) несовершеннолетних, рассмотренным комиссией, исполняются в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Глава 4. Заключительные положения
Статья 23. Вступление в силу настоящего Закона
1.Настоящий Закон вступает в силу через десять дней со дня его официального опубликования.
2.Нормативные правовые акты органов государственной власти Ярославской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области подлежат приведению в соответствие с настоящим Законом в течение 3 месяцев со дня его вступления в силу.
Губернатор
Ярославской области
А.И.ЛИСИЦЫН
г. Ярославль
07.04.2003
N 17-з

Предыдущая новость - Постановление от 26 февраля 2010 года. Ярославская область. Об утверждении Порядка организации деятельности, связанной с перевозкой несовершеннолетних, и перечня учреждений, осуществляющих перевозку н ...

Следующая новость - Постановление от 27 января 2012 года. Ярославская область. О принятии федеральных образовательных учреждений в собственность Ярославской области и внесении изменений в постановление Администрации обла ...